А вы под каким соусом воспринимаете жизненные события?Чтобы представить, о чём премьерный в этом сезоне спектакль «Жареные зелёные помидоры», поставленный главным режиссёром нашего театра драмы Верой Поповой, достаточно просто выглянуть в окно. Выключить в голове режим «суета и бег», встать и минут 10-15 просто смотреть на непрожёванный кусок человеческого бытия в заоконном мире. Обязательно достоять до понимания смысла: о чем там всё? Если взвесить «сухой остаток», «помидоровая» постановка ровно об этом же – о десятках смыслов, растворённых в каждом миге бытия. О таких «непростых простых» жизненных истинах. Чтобы дойти до них, главное - внимательно и неторопливо всё рассмотреть…
ПРО ЧТО? Жареные зелёные помидоры – одно из традиционных блюд, которые готовят две чернокожие поварихи в малюсеньком кафе на окраине южного провинциального американского городка в штате Алабама. Владелицы заведения, две подруги - Иджи и Руфь, - из большой и дружной семьи Тредгудов, члены которой не делят людей на первый и второй сорт по цвету их кожи.
Проамериканский антураж штатовского юга важен в постановке как один из символов: это регион, где цветные и белые американцы испокон веку живут бок о бок. Но живут по-разному. Напомним: действие постановки начинается 1930-е. В Штатах вполне себе легальна одна из «реинкарнаций» расистской организации ку-клукс-клан…
А о чём же ещё было писать актрисе и писателю Фэнни Флэг, как не о знакомом ей с детских лет Бирмингеме и о нравах его обитателей? Впрочем, её весьма увесистая повесть «Жареные зелёные помидоры в кафе «Полустанок», состоящая из дневниковых записей разных людей, - не пьеса. Она основательно переработана в инсценировку драматургом Алексеем Житковским.
Задумал ли так инсценировщик или это уже была работа творческой группы спектакля, но получилась многослойная история о любви и нелюбви, о свободе и нормах морали, о человеческих страстях и добродетелях. «Разочаровавшаяся в себе женщина среднего возраста Эвелин Коуч (актриса Екатерина Новикова) случайно знакомится в интернате для престарелых с 86 - летней Нинни (актриса Нина Ахтырская). Та выросла в большой южной семье Тредгудов, став свидетельницей сотен личных драм и событий…» - гласит аннотация в программке.
Нинни торопиться совершенно некуда: она с удовольствием разматывает клубок историй из жизни типично американского семейства и окружающих его людей. Попутно зритель узнает и историю жизни её нечаянной собеседницы Эвелин – женские переживания о похудении, рождении детей, о взаимоотношениях с мужем и о многом другом…
КАК ЭТО СДЕЛАНО? Постановка, созданная методом ретроспекции, состоит из череды повествовательных и диалоговых мизансцен, перемещающих зрителя в разные времена жизни разных членов большой семьи. Зритель постоянно следит за множеством сюжетных линий, периодически перемещаясь из прошлого в настоящее.
То он в типично американском клубе «Фургонное колесо» (виски, канкан, доступные женщины), куда частенько захаживал самый любимейший из братьев Тредгудов - погибший в железнодорожной катастрофе юный Бадди. То вместе с отчаянной Иджи (артистка Александра Кожевникова) лезет в дупло с дикими пчёлами, чтобы достать мёд для любимой подруги. А ещё сидит с верной служанкой у постели умирающей от рака Руфи…
Всё это вперемешку с сюжетными житейскими репортажами в исполнении почтальонки и местного ньюсмейкера Дотти Уимс (актриса Анжела Себекина), баптистскими весёлыми речитативами и рецептами блюд негритянской кухни из кафе «Полустанок», которые на тот же песенный манер исполняют все герои постановки.
Большинство героев вроде чернокожих служанок, мамы Тредгуд (заслуженная артистка России Наталья Миронова) или медсестры Джинни из приюта для престарелых (артистка Антонина Алатырева) за всю постановку произносят едва ли пару фраз. Образы нарисованы как бы мягкой пастелью, штрихами. Передача характеров большей частью идёт за счёт пения, танцев, мимики, выражения настроения жестами и действиями. В этой постановке вообще нет ничего лишнего, случайного. Здесь работает всё - свет, музыка, даже детали сценического обихода.
Лаконичная точность, судя по всему, - режиссёрский стиль Веры Поповой. Как одним штрихом изобразить, что действие происходит в Америке? Да просто минимизировать сервировку стола, за которым обедают дружные Тредгуды, сделав центральным играющим элементом аутентичную бутылку «Джека Дэниелса». Или простую чугунную сковородку (ту самую, на которой и пресловутые помидоры, и прочие овощи жарятся!). Ну, или включить речитативную I'm Going Home Эрвина Вебба (нечто среднее между кантри и негритянскими спиричуэл) - как некое напоминание. О том, что это Штаты, дружок. И что всем нам когда-то, рано или поздно, «пора идти домой...».
Особенно символично звучит песня в финале, когда все Тредгуды, давно покинувшие наш мир, лучезарно общаются на райской солнечной лужайке. А на переднем плане стоит ряд аккуратно заправленных кроватей – ровно по числу членов семьи…
ИНТРИГА. Драматизма и экшена постановке придаёт история одного убийства: почти до самого конца зрители вместе с Эвелин задаются вопросом, кто убил единственного в постановке мужчину Фрэнка Беннета (актёр Алексей Якубенко). Его не то чтобы и жаль – очень уж бывший вояка Фрэнк обидел любимую всеми Тредгудами Руфь Джемисон... Красивую, добрую и кроткую девушку, которая однажды приехала в гости в дружелюбный дом, да так в нём и осталась.
Типчик в исполнении Алексея Якубенко получился не вызывающим никакого сочувствия… Спойлер для любопытных: убила одна из преданных служанок, когда он пытался выкрасть из дома Тредгудов ребёнка, рождённого от него Руфью.
Невероятно, как при этаком вот сдержанном наборе средств режиссёру и артистам удаётся нарисовать столь красноречивые и читаемые характеры. Добрая и насмешливая Сипси (актриса Варвара Утробина), преданная Онзелла (Наталья Крючева), обаятельная Руфь (Агния Слепцова), мальчишески порывистая Иджи, искренняя и непосредственная Нинни... Читаемы образы даже чернокожих членов семейства и иных героев , кого изображают не актёры, а сильно увеличенные фотокопии их фигур.
Два с половиной часа с антрактом умещают в себя добрый десяток сугубо личных человеческих жизней и в то же время порядочный кусок истории Соединенных Штатов в её человеческом измерении. Это другая Америка. Не та, что у Задорнова, где все «тупые». Это Америка обычных людей. Глубоко чувствующих, плачущих, ошибающихся, неидеальных, сопереживающих, протестующих, добрых… И, если честно, со всеми их радостями и проблемами эти люди ничем не отличаются от нас с вами. Всё дело в подливке. То есть в том, под каким соусом мы всё воспринимаем в нашей общей жизни.
Марина Решетникова