В Перми завершился традиционный фестиваль-конкурс «Волшебная кулиса». В афише, как всегда, спектакли театров Пермского края, выпущенные за минувшие два года и рекомендованные критиками. Что было не «как всегда»?.. Из-за ухудшения эпидемиологической обстановки программу в срочном порядке переформатировали, и спектакли из Лысьвы, Кудымкара, Губахи, Березников и Чайковского не приехали в столицу края, наоборот — жюри колесило по этим городам, намотав за неделю больше тысячи километров по дорогам и проведя 35 долгих часов в пути.
И ЗЕМНЫЕ ВИДИМ СНЫ
«Космос». А. Житковский.
Лысьвенский театр драмы им. А. А. Савина.
Режиссер Вера Попова.
Пьеса Алексея Житковского «Космос», возможно, имеет не самую известную сценическую историю и даже не самую громкую конкурсную судьбу, но по праву может считаться манифестом поколения сорокалетних. По большому счету, это сиквел «Кислорода» Ивана Вырыпаева, в котором «кислородный Санек» не зарубил лопатой «без-кислородную жену» — просто-напросто не успел, погиб в русско-чеченскую — и теперь то ли сном, то ли призраком появляется в жизни жены и сына.
Татьяна (Варвара Утробина) — идеальный собирательный образ женщины из русской литературы (Татьяна Ларина, Таня из «Полонеза Огинского, «Таня-Таня» Ольги Мухиной), работает в средней школе и преподает старшеклассникам английский язык. Она растит сына-подростка (Антон Нистратов), пьет вино и спорит с подругой Гулей (Наталья Крючева), по разнарядке директора школы Эдуарда Владимировича (Анатолий Лепихин) готовится к встрече с одноклассником — космонавтом МКС. И в этой очень простой жизни как будто не находится места никакой метафизике и уж тем более — «космосу как предчувствию». Но в секундных «проговорах», микроисповедях о женском/мужском счастье прячется жизнь, едва заметная в карусели «директивных» событий (дат памяти, отчетов, городских праздников и торжеств).
Именно микровоздух воображения, романтического двоемирия героини задается в спектакле через работу с предметом. Ожившее одеяло с множеством рук, обнимающих Татьяну в первой мизансцене разговора с воображаемым возлюбленным. История с телом мужа, живого актера, вываливающегося из двери, как тряпичная кукла, и не способного передвигаться. Наконец, главный аттракцион «Космоса» — подвешенная в коридоре к лонже кукла космонавта (одноклассника Татьяны), словно влетающего в дверной проем к Тане на крыльях любви.
«Космос» как предчувствие и как самочувствие людей. «Космос» как техника отдаления быта. Живой иллюстрацией космической невесомости становится предельно простая и емкая сценография, которая буквально вырастает из обратной логики зрительного зала. Так режиссер и художник-постановщик спектакля Алексей Лобанов круто разворачивают ряды стульев в сторону радиорубки (кабинета директора и переговорного пункта МКС), а в качестве игровой площадки используют широкие ступени, на которых обычно располагаются зрительские кресла, в этом случае перенесенные на собственно сцену. Кроме того, усиливается этот эффект внезапно движущимися под ногами актеров ковриками (траволаторами), зигзагообразными проходками персонажей по ступеням вверх к учительской и многими другими приемами, незаметно приближающими нас к героям и отдаляющими их от нас. Например, тридцать процентов диалогов происходит «за сценой» (в радиорубке, за дверью кабинета английского — в фойе). Получается, что, несмотря на камерность истории, благодаря четко ритмически выверенному мизансценированию зритель не успевает устать от однообразия картинки и за один час двадцать минут подключиться и отключиться от достаточно противоречивой Татьяны. Увидеть заданность обстоятельств, в которых мать не слышит сына-подростка, а сын повторяет судьбу отца. Поверить в возможность простого счастья Татьяны с невероятно точным, словно вырезанным из кабинета физкультуры, Гургеном. Наконец, понять, что космос для героини — режим тягучей невесомости, эдакого безвременья: и выйти нельзя, и оставаться тягостно. Космос как предчувствие и самочувствие; прошлое/настоящее/будущее, соединенное в одной точке пространственно-временного континуума.
Мария Сизова