5 марта 2020
"Чтобы воспитать в себе режиссёра, надо постоянно наблюдать за тем, что происходит вокруг"
Мне повезло присутствовать на встрече режиссёра с учащимися театрального отделения детской музыкальной школы. Олег Христолюбский рассказал о профессии, сценическом становлении, нюансах режиссуры и о многом другом.
- В детстве, когда меня спрашивали, кем хочу стать, отвечал: «Трактористом». При этом очень любил игрушки и часто разыгрывал целые истории, подсмотренные в фильмах. Возможно, это и были предпосылки будущей профессии.
Голос режиссёра впервые услышал в себе в питерской театральной студии Театра юношеского творчества в возрасте 16-17 лет. Там мы ставили спектакли и параллельно осваивали цеховые специальности. То есть мы, дети, оформляли спектакль полностью: были и гримёрами, и швеями, и монтировщиками. Естественно, всё это под руководством педагогов.
Однажды увидел, как мальчик старше меня сам ставит капустники и пьесы. Тогда и возникло желание попробовать себя в этом качестве. И мы с лучшим другом создали первый собственный спектакль, который показали два раза. Честно говоря, он был ужасным. Но этот опыт стал своеобразным толчком: захотел поступать на режиссёра!
- Сложный вопрос. Отвечу на него гиперсубъективно, потому что, мне кажется, так до конца и не понял, что значит им быть. Что это за понятие и какая функция у этого человека в современном искусстве? Проводник смыслов? Или, может быть, координатор, камертон общего вкуса?
Наверное, чтобы воспитать в себе режиссёра, надо постоянно наблюдать за тем, что происходит вокруг, и испытывать желание об этом говорить. А ещё надо быть храбрым: не бояться поднимать проблемы, уметь бороться за свои идеи, не страшиться провалов и учиться признавать ошибки.
Можно ли назвать эти качества режиссёрскими? Наверное. Вообще режиссёр - это как бы создатель миров. Он рассказывает сказки у костра и рисует тенями фигуры. Вот это и пытаюсь в себе воспитать: умение рассказать сказку.
- Время придумывания спектакля зависит от моего эмоционального состояния. Какие-то вещи делаются на «раз-два». А какие-то создаются долго, потому что не всегда получается найти нужный ход.
Но самое интересное происходит при встрече режиссёра с актёрами. Мы долго обсуждаем идею. Бывает, по шесть часов говорим о пьесе, персонажах, о жизни и в целом о способе видения театра.
Ставя пьесу, специально не смотрю работы других режиссёров, чтобы не начать неосознанно копировать. Мне проще самому погрузиться в контекст произведения.
- Ставить мне интересно всё, потому что спектакль - это своеобразный диалог со зрителями о насущном. Он происходит с помощью ассоциаций. Зритель проводит параллель с увиденным ранее и глубже погружается в сюжет.
В основе постановки не должен быть только текст. Люблю вырезать его из пьесы, оставлять как можно больше действий.
Спектакль создаётся из всего. Это может быть ваш собственный рассказ или визуальный ряд. Существуют постановки, где на сцене работает только свет, история рассказывается благодаря необычному и разному освещению.
Зачастую рождаются нестандартные спектакли. К примеру, однажды я и ещё несколько режиссёров участвовали в представлении, где действие разворачивалось в узнаваемых местах Санкт-Петербурга. А как-то раз ставили спектакль, где зрители ездили в машинах по городу. Ещё у меня есть пьеса, где вместо актёров работают 11 ноутбуков. Театр может выполнять разные функции. У него нет предела...
- Помню, как меня «взорвало» после того, как попал на спектакли литовского режиссёра Эймунтаса Някрошюса во время учёбы на первом курсе академии. Пришёл в восторг от его специфики поиска образов и пластики. До сих пор не понимаю, как он это сделал. А когда не понимаю, как это сделано, когда не вижу «ниточек», за которые дёргает режиссёр, - прихожу в восторг.
- Музыкальное образование очень мне помогает. По-другому слышу ритмы, многое объясняю через звук. Для меня важно услышать мелодию спектакля, придумать звучание, подобрать треки, наполнить атмосферой.
В своё время я серьёзно учился и планировал стать музыкантом, но ровно до того момента, пока не столкнулся с театром. Он стал любовью на всю жизнь.
О Лысьве и лысьвенцах
- Ваш театр мне очень понравился! Отличная сцена, крутые актёры и прекрасная администрация. Ребята молоды, горячи, готовы к эксперименту. Это самое главное. Ну и зритель замечательный, насколько смог понять по реакциям на спектакль «С училища».
О госте
Олег Христолюбский родился 24 октября 1991 года в Сургуте. Окончил хоровое училище им. М.И. Глинки. Учился в Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова по специальности «Дирижёр хора». Затем окончил Российский государственный институт сценических искусств по специальности «Режиссёр драмы».
В 2009-12 годах работал педагогом по актёрскому мастерству и педагогом по звукорежиссуре в Театре юношеского творчества в Санкт-Петербурге. В 2017-19 годах - главный режиссёр театра «Поиск» в Лесосибирске.
Ставил спектакли в театрах Санкт-Петербурга, Воронежа, Благовещенска и других городов, включая нашу маленькую Лысьву. Лысьвенский театр драмы им. Анатолия Савина тепло принял режиссёра из Северной столицы. За короткий срок Олег Христолюбский, плотно поработав с нашими актёрами, поставил два спектакля: социально-психологический «С училища» и детскую сказку «Сломанное время». Оба восторженно встретили зрители.
Екатерина Маленьких, участница коллектива «Медведи» театрального отделения Детской музыкальной школы.