20 апреля 2023
В Лысьвенском театре драмы ЭТО началось в ноябре 2022-го с нескольких листков бумаги формата А4 с надписью: «Великий комбинатор. Рабочая версия. Режиссёр – Олеся Невмержицкая. Автор инсценировки – Светлана Баженова».
Ручкой на титульном листе пьесы написаны имена-фамилии актёров, предложенных режиссёром на пока ещё неизвестно какие роли. Было понятно, о ЧЁМ и о КОМ всё это. Но совершенно непонятно, что из всего этого получится. 15 апреля 2023 года из всего этого получился задумчивый и одновременно динамичный комедийный фарс про «здесь и сейчас» с «тивишно»-детективным подтекстом.
ИЗ НИОТКУДА В НИКУДА. «В основе литературного сюжета поиски бриллиантов, спрятанных в одном из 12 стульев мадам Петуховой. Однако история, изложенная в произведении, не ограничена рамками приключенческого жанра: в ней, по мнению исследователей, дан «глобальный образ эпохи», - как и полагается, предваряю рецензию описанием сюжета, происходившего на сцене, устами автора театральной программки спектакля «Великий комбинатор».
«Он приходит ниоткуда и уходит в никуда» - где-то в моём личном поэтическом архиве есть стихотворение с таким началом. 15 апреля поняла, о ком написала тот давний текст. О человеке, который вошёл в незабвенный книжный Старгород «в половине двенадцатого, с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки». Напрасно соотносить книжные координаты с реально существующими в материальном мире: это не более чем метафора. Место действия – любой город любой точки земного шара.
По сюжету почти детективной постановки Олеси Невмержицкой так и вышло: непонятно когда, откуда пришёл по ходу действия «великий комбинатор», и непонятно, куда он ушёл. Был ли он убит отчаявшимся найти бриллианты Кисой, переквалифицировался ли в управдомы? А может, он ниоткуда не приходил и не уходил, а до сей поры живёт среди нас, приняв образ современного романтикаафериста с поправкой на сегодняшние реалии?
Скорее всего, так и есть. И уже по одному этому аргументу сходить на постановку «Великий комбинатор» в наш театр стоит. Посмотреть на себя и на современность как бы со стороны полезно и интересно всегда.
КИНОШНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ. Без преувеличения, большей части россиян вне зависимости от возраста известны советские экранизации гениальных романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», написанных великими одесситами Ильфом и Петровым. И потому параллели с кино и любимейшими типажами швейцеровско-гайдаевскозахаровского «разлива» неизбежны. От них в спектакле нашего театра в интерпретации московского режиссёра никто и не прятался.
Над авансценой прямо в зал на зрителей в течение всей постановки смотрели несколько мониторов, на которых обозначались время и тип действия, показывались то настроечная таблица, то технические помехи, то картинки современных телесюжетов с примелькавшимися поп-звёздами.
И время от времени там же возникал тёмный силуэт с говорящей головой, в котором лишь впоследствии все признавали некий обобщённый образ того самого неуловимого и загадочного Остапа Ибрагим-бея, сына турецкоподданного. Нарочито изменённым «металлическим» голосом он комментировал наиболее значимые моменты происходившего на сцене…
Очень люблю покупать театральные программки. И очень люблю, когда действие начинается «здесь и сейчас»ц, как только входишь в двери храма Мельпомены. Так вот программку на входе в зрительный зал купить не удалось: надпись в стеклянной витрине с театральными атрибутами гласила: «Программка у Остапа Бендера». Здравствуй, любимый театр! Спасибо, всё как я люблю: действие началось! Оно и в зале стартовало так же заурядно, неприметно: выросло из волнений, переговоров, шума зрителей, хождений работника сцены, как бы натирающего пол перед выходом артистов. И окончилось, к слову, так же, закольцевав композицию.
СПАСИБО, ТОВАРИЩИ АРТИСТЫ! Само действо на сцене напомнило мне то ли ток-шоу в стиле Андрея Малахова «скандалы-интригирасследования» (к этому отсылает динамичная сине-красная декорация-заставка и сцена с группой героев, каждый из которых высказывает своё впечатление от встречи с «великим комбинатором»), то ли киношный детектив. Первый акт разгонялся неторопливо, под комментарии ведущего (заслуженный артист РФ Олег Павлов) и «закадровые» голоса киношников, снимающих действо и находящихся как бы вне происходящего.
Не вижу смысла в пересказе мизансцен, многие из которых хорошо знакомы по тем, что мы видели в небезызвестных фильмах. И не стану сравнивать игру актёров с киношными звёздами советского экрана. Кому надо – пусть сравнивает, но дело это неблагодарное и субъективное, как субъективно и моё мнение.
Скажу лишь, что Остап у Игоря Безматерных, на мой взгляд, получился универсальным и вневременным. В целом добрым и романтичным, этаким рубахой-парнем, вовсе не похожим на жулика. Вполне себе человечным, пусть и немного авантюристом. Невероятной Наталье Мироновой хочется сказать спасибо за очаровательную «мисс патологическую влюблённость» – мадам Грицацуеву. Всю сцену с похоронами Паниковского не могла отвязаться от чувства жалости: так убедительно и органично сыграл старого «гусекрада» артист Михаил Тихомиров. Впрочем, роль застенчивого воришки из второго дома Старсобеса ему удалась не менее хорошо. Воробьянинов в исполнении Эдуарда Фролова, Козлевич и Коробейников в исполнении Анатолия Лепихина - это нечто вообще с фильмами не сравнимое: совершенно иные голоса, фактуры, характеры. В лепихинском Коробейникове есть что-то от гоголевского Плюшкина, а в басе брутального Козлевича мне явно услышалась бархатная жесть скандального Джигурды… Будет нечестно не сказать о молодом мужском актёрском ансамбле в спектакле (артисты Антон Нистратов, Константин Лылык и Данил Гороховцев): он хорош, сыгран и столь же многопланов. Оценила отсыл к современности в сцене в доме Эллочки Щукиной (актриса Маруся Киликеева), когда юные героини говорят на современном молодёжном сленговом суржике.
ПОКЛОН ЗАКУЛИСЬЮ. В спектакле филигранная, стильная сценография, универсальные, подстраивающиеся под нужные мизансцены декорации. Центральная конструкция, к примеру, - то шкаф паука-архивариуса Коробейникова, то ступени хора второго дома Старсобеса, где царит «застенчивый» вороватый завхоз. А то это вагонная полка, на которой едет в своё никуда вневременной романтик и прохиндей Остап, напевающий на современный лад: «Гудбай, Америка, о…».
Технически спектакль сделан на пять с плюсом. В нём есть своевременный точный свет, и в самое сердце поражает механическое велочудо – лысьвенская вариация «антилопы-гну», достойная особых оваций. Отдельные аплодисменты тому, как залихватски с этой чудо-техникой управляется великолепная четвёрка артистов.
Ещё насмотренный и осведомлённый зритель легко считывает элементы «красного авангарда» в оформлении, «нэповский» шик, а порой внестилевую универсальность в костюмах (браво, главный художник Ольга Вологина!). Нельзя не оценить удивительно попадающую в тональность постановки авторскую музыку Родиона Аверьянова, не встретить заслуженными овациями действия, логично «уведённые» в изящные и блестящие танцевальные мизансцены (балетмейстер Анастасия Радостева).
«Великий комбинатор» сделан по киношному принципу: едва успеваешь следить за быстрой сменой эпизодов. Сцены в богадельне, сеанс одновременной игры, дуэт с мадам Грицацуевой и Зосей Синицкой (артистка Алёна Кустова), сцена с пограничниками смотрятся как отдельные киноэпизоды. Изобретательность постановщика достойна всяких похвал.
Многие играют по нескольку ролей, и сравнить большинство работ можно только с россыпью самоцветов. Их исполнители демонстрируют тщательно выверенную стилистику, и в этом, несомненно, их личная заслуга и мастерство режиссёра.
Подытоживая, скажу: так просто было разменять постановку на популярные книжные и киношные шутихи-перевёртыши! Но этого не случилось.
Случилась при поддержке Министерства культуры Пермского края совершенно самостоятельная авторская работа, с некой универсальной конструкцией, начинающаяся из ниоткуда и уходящая в никуда. Ищущая великого комбинатора нашего времени. И не находящая его, потому что он неуловим. У него тысячи лиц, ведь у каждой эпохи на дворе свои Остапы, Кисы и иже с ними Паниковские и Эллочки Щукины.
Марина Решетникова
Ручкой на титульном листе пьесы написаны имена-фамилии актёров, предложенных режиссёром на пока ещё неизвестно какие роли. Было понятно, о ЧЁМ и о КОМ всё это. Но совершенно непонятно, что из всего этого получится. 15 апреля 2023 года из всего этого получился задумчивый и одновременно динамичный комедийный фарс про «здесь и сейчас» с «тивишно»-детективным подтекстом.
ИЗ НИОТКУДА В НИКУДА. «В основе литературного сюжета поиски бриллиантов, спрятанных в одном из 12 стульев мадам Петуховой. Однако история, изложенная в произведении, не ограничена рамками приключенческого жанра: в ней, по мнению исследователей, дан «глобальный образ эпохи», - как и полагается, предваряю рецензию описанием сюжета, происходившего на сцене, устами автора театральной программки спектакля «Великий комбинатор».
«Он приходит ниоткуда и уходит в никуда» - где-то в моём личном поэтическом архиве есть стихотворение с таким началом. 15 апреля поняла, о ком написала тот давний текст. О человеке, который вошёл в незабвенный книжный Старгород «в половине двенадцатого, с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки». Напрасно соотносить книжные координаты с реально существующими в материальном мире: это не более чем метафора. Место действия – любой город любой точки земного шара.
По сюжету почти детективной постановки Олеси Невмержицкой так и вышло: непонятно когда, откуда пришёл по ходу действия «великий комбинатор», и непонятно, куда он ушёл. Был ли он убит отчаявшимся найти бриллианты Кисой, переквалифицировался ли в управдомы? А может, он ниоткуда не приходил и не уходил, а до сей поры живёт среди нас, приняв образ современного романтикаафериста с поправкой на сегодняшние реалии?
Скорее всего, так и есть. И уже по одному этому аргументу сходить на постановку «Великий комбинатор» в наш театр стоит. Посмотреть на себя и на современность как бы со стороны полезно и интересно всегда.
КИНОШНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ. Без преувеличения, большей части россиян вне зависимости от возраста известны советские экранизации гениальных романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», написанных великими одесситами Ильфом и Петровым. И потому параллели с кино и любимейшими типажами швейцеровско-гайдаевскозахаровского «разлива» неизбежны. От них в спектакле нашего театра в интерпретации московского режиссёра никто и не прятался.
Над авансценой прямо в зал на зрителей в течение всей постановки смотрели несколько мониторов, на которых обозначались время и тип действия, показывались то настроечная таблица, то технические помехи, то картинки современных телесюжетов с примелькавшимися поп-звёздами.
И время от времени там же возникал тёмный силуэт с говорящей головой, в котором лишь впоследствии все признавали некий обобщённый образ того самого неуловимого и загадочного Остапа Ибрагим-бея, сына турецкоподданного. Нарочито изменённым «металлическим» голосом он комментировал наиболее значимые моменты происходившего на сцене…
Очень люблю покупать театральные программки. И очень люблю, когда действие начинается «здесь и сейчас»ц, как только входишь в двери храма Мельпомены. Так вот программку на входе в зрительный зал купить не удалось: надпись в стеклянной витрине с театральными атрибутами гласила: «Программка у Остапа Бендера». Здравствуй, любимый театр! Спасибо, всё как я люблю: действие началось! Оно и в зале стартовало так же заурядно, неприметно: выросло из волнений, переговоров, шума зрителей, хождений работника сцены, как бы натирающего пол перед выходом артистов. И окончилось, к слову, так же, закольцевав композицию.
СПАСИБО, ТОВАРИЩИ АРТИСТЫ! Само действо на сцене напомнило мне то ли ток-шоу в стиле Андрея Малахова «скандалы-интригирасследования» (к этому отсылает динамичная сине-красная декорация-заставка и сцена с группой героев, каждый из которых высказывает своё впечатление от встречи с «великим комбинатором»), то ли киношный детектив. Первый акт разгонялся неторопливо, под комментарии ведущего (заслуженный артист РФ Олег Павлов) и «закадровые» голоса киношников, снимающих действо и находящихся как бы вне происходящего.
Не вижу смысла в пересказе мизансцен, многие из которых хорошо знакомы по тем, что мы видели в небезызвестных фильмах. И не стану сравнивать игру актёров с киношными звёздами советского экрана. Кому надо – пусть сравнивает, но дело это неблагодарное и субъективное, как субъективно и моё мнение.
Скажу лишь, что Остап у Игоря Безматерных, на мой взгляд, получился универсальным и вневременным. В целом добрым и романтичным, этаким рубахой-парнем, вовсе не похожим на жулика. Вполне себе человечным, пусть и немного авантюристом. Невероятной Наталье Мироновой хочется сказать спасибо за очаровательную «мисс патологическую влюблённость» – мадам Грицацуеву. Всю сцену с похоронами Паниковского не могла отвязаться от чувства жалости: так убедительно и органично сыграл старого «гусекрада» артист Михаил Тихомиров. Впрочем, роль застенчивого воришки из второго дома Старсобеса ему удалась не менее хорошо. Воробьянинов в исполнении Эдуарда Фролова, Козлевич и Коробейников в исполнении Анатолия Лепихина - это нечто вообще с фильмами не сравнимое: совершенно иные голоса, фактуры, характеры. В лепихинском Коробейникове есть что-то от гоголевского Плюшкина, а в басе брутального Козлевича мне явно услышалась бархатная жесть скандального Джигурды… Будет нечестно не сказать о молодом мужском актёрском ансамбле в спектакле (артисты Антон Нистратов, Константин Лылык и Данил Гороховцев): он хорош, сыгран и столь же многопланов. Оценила отсыл к современности в сцене в доме Эллочки Щукиной (актриса Маруся Киликеева), когда юные героини говорят на современном молодёжном сленговом суржике.
ПОКЛОН ЗАКУЛИСЬЮ. В спектакле филигранная, стильная сценография, универсальные, подстраивающиеся под нужные мизансцены декорации. Центральная конструкция, к примеру, - то шкаф паука-архивариуса Коробейникова, то ступени хора второго дома Старсобеса, где царит «застенчивый» вороватый завхоз. А то это вагонная полка, на которой едет в своё никуда вневременной романтик и прохиндей Остап, напевающий на современный лад: «Гудбай, Америка, о…».
Технически спектакль сделан на пять с плюсом. В нём есть своевременный точный свет, и в самое сердце поражает механическое велочудо – лысьвенская вариация «антилопы-гну», достойная особых оваций. Отдельные аплодисменты тому, как залихватски с этой чудо-техникой управляется великолепная четвёрка артистов.
Ещё насмотренный и осведомлённый зритель легко считывает элементы «красного авангарда» в оформлении, «нэповский» шик, а порой внестилевую универсальность в костюмах (браво, главный художник Ольга Вологина!). Нельзя не оценить удивительно попадающую в тональность постановки авторскую музыку Родиона Аверьянова, не встретить заслуженными овациями действия, логично «уведённые» в изящные и блестящие танцевальные мизансцены (балетмейстер Анастасия Радостева).
«Великий комбинатор» сделан по киношному принципу: едва успеваешь следить за быстрой сменой эпизодов. Сцены в богадельне, сеанс одновременной игры, дуэт с мадам Грицацуевой и Зосей Синицкой (артистка Алёна Кустова), сцена с пограничниками смотрятся как отдельные киноэпизоды. Изобретательность постановщика достойна всяких похвал.
Многие играют по нескольку ролей, и сравнить большинство работ можно только с россыпью самоцветов. Их исполнители демонстрируют тщательно выверенную стилистику, и в этом, несомненно, их личная заслуга и мастерство режиссёра.
Подытоживая, скажу: так просто было разменять постановку на популярные книжные и киношные шутихи-перевёртыши! Но этого не случилось.
Случилась при поддержке Министерства культуры Пермского края совершенно самостоятельная авторская работа, с некой универсальной конструкцией, начинающаяся из ниоткуда и уходящая в никуда. Ищущая великого комбинатора нашего времени. И не находящая его, потому что он неуловим. У него тысячи лиц, ведь у каждой эпохи на дворе свои Остапы, Кисы и иже с ними Паниковские и Эллочки Щукины.
Марина Решетникова