О театре
  • История
    • Начало истории
    • Создание театра и первые творческие шаги
    • Эпоха Анатолия Савина
    • Новый век
    • Современность
  • Льготы и акции
  • Документы
  • Поддержать театр
  • Независимая оценка качества оказания услуг
  • Пушкинская карта
  • Технические параметры сцены
Люди
  • Администрация
  • Отдел главного режиссёра
  • Артисты
  • Художественно-постановочная часть
  • Авторы спектаклей
    • Режиссеры
    • Художники
    • Драматурги
    • Балетмейстеры
    • Художники по свету
    • Музыкальное оформление
  • Архив
Афиша
Медиа
  • Новости
  • Пресса о нас
  • Видео-архив спектаклей
Репертуар
  • Взрослые спектакли
  • Детские спектакли
  • Архив спектаклей
  • Проекты
Проекты
  • Театральное телевидение «Наш театр»
    • 1-ый выпуск театрального телевидения!
    • 2-ый выпуск театрального телевидения!
    • 3-ый выпуск театрального телевидения!
    • 4-ый выпуск театрального телевидения!
    • 5-ый выпуск театрального телевидения!
    • 6-ой выпуск театрального телевидения!
    • 7-ой выпуск театрального телевидения!
    • 8-ой выпуск театрального телевидения!
    • 9-ый выпуск театрального телевидения!
    • 10-ый выпуск театрального телевидения!
    • 11-ый выпуск театрального телевидения!
    • 12 - ый выпуск театрального телевидения!
    • 13 - ый выпуск театрального телевидения!
    • 14-ый выпуск театрального телевидения!
    • 15-ый выпуск театрального телевидения!
    • 16-ый выпуск театрального телевидения!
    • 17-ый выпуск театрального телевидения!
  • Отделение театрального искусства Детской музыкальной школы
  • Проекты театра
  • Фестиваль театров малых городов России
  • Фестиваль театра для детей
  • Фестиваль современной драматургии / читки
Контакты
Ещё
    Лысьвенский театр драмы им. А.А. Савина
    Купить билет
    Как купить билет
    Поддержать театр
    • Вконтакте
    • YouTube
    • Telegram
    О театре
    • История
      • Начало истории
      • Создание театра и первые творческие шаги
      • Эпоха Анатолия Савина
      • Новый век
      • Современность
    • Льготы и акции
    • Документы
    • Поддержать театр
    • Независимая оценка качества оказания услуг
    • Пушкинская карта
    • Технические параметры сцены
    Люди
    • Администрация
    • Отдел главного режиссёра
    • Артисты
    • Художественно-постановочная часть
    • Авторы спектаклей
      • Режиссеры
      • Художники
      • Драматурги
      • Балетмейстеры
      • Художники по свету
      • Музыкальное оформление
    • Архив
    Афиша
    Медиа
    • Новости
    • Пресса о нас
    • Видео-архив спектаклей
    Репертуар
    • Взрослые спектакли
    • Детские спектакли
    • Архив спектаклей
    • Проекты
    Проекты
    • Театральное телевидение «Наш театр»
      • 1-ый выпуск театрального телевидения!
      • 2-ый выпуск театрального телевидения!
      • 3-ый выпуск театрального телевидения!
      • 4-ый выпуск театрального телевидения!
      • 5-ый выпуск театрального телевидения!
      • 6-ой выпуск театрального телевидения!
      • 7-ой выпуск театрального телевидения!
      • 8-ой выпуск театрального телевидения!
      • 9-ый выпуск театрального телевидения!
      • 10-ый выпуск театрального телевидения!
      • 11-ый выпуск театрального телевидения!
      • 12 - ый выпуск театрального телевидения!
      • 13 - ый выпуск театрального телевидения!
      • 14-ый выпуск театрального телевидения!
      • 15-ый выпуск театрального телевидения!
      • 16-ый выпуск театрального телевидения!
      • 17-ый выпуск театрального телевидения!
    • Отделение театрального искусства Детской музыкальной школы
    • Проекты театра
    • Фестиваль театров малых городов России
    • Фестиваль театра для детей
    • Фестиваль современной драматургии / читки
    Контакты
    Ещё
      Лысьвенский театр драмы им. А.А. Савина
      О театре
      • История
        • Начало истории
        • Создание театра и первые творческие шаги
        • Эпоха Анатолия Савина
        • Новый век
        • Современность
      • Льготы и акции
      • Документы
      • Поддержать театр
      • Независимая оценка качества оказания услуг
      • Пушкинская карта
      • Технические параметры сцены
      Люди
      • Администрация
      • Отдел главного режиссёра
      • Артисты
      • Художественно-постановочная часть
      • Авторы спектаклей
        • Режиссеры
        • Художники
        • Драматурги
        • Балетмейстеры
        • Художники по свету
        • Музыкальное оформление
      • Архив
      Афиша
      Медиа
      • Новости
      • Пресса о нас
      • Видео-архив спектаклей
      Репертуар
      • Взрослые спектакли
      • Детские спектакли
      • Архив спектаклей
      • Проекты
      Проекты
      • Театральное телевидение «Наш театр»
        • 1-ый выпуск театрального телевидения!
        • 2-ый выпуск театрального телевидения!
        • 3-ый выпуск театрального телевидения!
        • 4-ый выпуск театрального телевидения!
        • 5-ый выпуск театрального телевидения!
        • 6-ой выпуск театрального телевидения!
        • 7-ой выпуск театрального телевидения!
        • 8-ой выпуск театрального телевидения!
        • 9-ый выпуск театрального телевидения!
        • 10-ый выпуск театрального телевидения!
        • 11-ый выпуск театрального телевидения!
        • 12 - ый выпуск театрального телевидения!
        • 13 - ый выпуск театрального телевидения!
        • 14-ый выпуск театрального телевидения!
        • 15-ый выпуск театрального телевидения!
        • 16-ый выпуск театрального телевидения!
        • 17-ый выпуск театрального телевидения!
      • Отделение театрального искусства Детской музыкальной школы
      • Проекты театра
      • Фестиваль театров малых городов России
      • Фестиваль театра для детей
      • Фестиваль современной драматургии / читки
      Контакты
      Ещё
        Лысьвенский театр драмы им. А.А. Савина
        • О театре
          • Назад
          • О театре
          • История
            • Назад
            • История
            • Начало истории
            • Создание театра и первые творческие шаги
            • Эпоха Анатолия Савина
            • Новый век
            • Современность
          • Льготы и акции
          • Документы
          • Поддержать театр
          • Независимая оценка качества оказания услуг
          • Пушкинская карта
          • Технические параметры сцены
        • Люди
          • Назад
          • Люди
          • Администрация
          • Отдел главного режиссёра
          • Артисты
          • Художественно-постановочная часть
          • Авторы спектаклей
            • Назад
            • Авторы спектаклей
            • Режиссеры
            • Художники
            • Драматурги
            • Балетмейстеры
            • Художники по свету
            • Музыкальное оформление
          • Архив
        • Афиша
        • Медиа
          • Назад
          • Медиа
          • Новости
          • Пресса о нас
          • Видео-архив спектаклей
        • Репертуар
          • Назад
          • Репертуар
          • Взрослые спектакли
          • Детские спектакли
          • Архив спектаклей
          • Проекты
        • Проекты
          • Назад
          • Проекты
          • Театральное телевидение «Наш театр»
            • Назад
            • Театральное телевидение «Наш театр»
            • 1-ый выпуск театрального телевидения!
            • 2-ый выпуск театрального телевидения!
            • 3-ый выпуск театрального телевидения!
            • 4-ый выпуск театрального телевидения!
            • 5-ый выпуск театрального телевидения!
            • 6-ой выпуск театрального телевидения!
            • 7-ой выпуск театрального телевидения!
            • 8-ой выпуск театрального телевидения!
            • 9-ый выпуск театрального телевидения!
            • 10-ый выпуск театрального телевидения!
            • 11-ый выпуск театрального телевидения!
            • 12 - ый выпуск театрального телевидения!
            • 13 - ый выпуск театрального телевидения!
            • 14-ый выпуск театрального телевидения!
            • 15-ый выпуск театрального телевидения!
            • 16-ый выпуск театрального телевидения!
            • 17-ый выпуск театрального телевидения!
          • Отделение театрального искусства Детской музыкальной школы
          • Проекты театра
          • Фестиваль театров малых городов России
          • Фестиваль театра для детей
          • Фестиваль современной драматургии / читки
        • Контакты
        Как купить билет
        Поддержать театр
        Купить билет
        • 8 (34249) 3-00-69
        Будьте на связи
        618900, Россия, Пермский край, г. Лысьва, ул. Мира, 31
        teatrsav@list.ru
        • Вконтакте
        • YouTube
        • Telegram
        • Главная
        • Новости
        • Пресса о нас
        • "У КАЖДОГО ВРЕМЕНИ СВОИ ОСТАПЫ"

        Новости

        • Новости
        • Пресса о нас
        • Видео-архив спектаклей
        20 апреля 2023
        В Лысьвенском театре драмы ЭТО началось в ноябре 2022-го с нескольких листков бумаги формата А4 с надписью: «Великий комбинатор. Рабочая версия. Режиссёр – Олеся Невмержицкая. Автор инсценировки – Светлана Баженова».
        Ручкой на титульном листе пьесы написаны имена-фамилии актёров, предложенных режиссёром на пока ещё неизвестно какие роли. Было понятно, о ЧЁМ и о КОМ всё это. Но совершенно непонятно, что из всего этого получится. 15 апреля 2023 года из всего этого получился задумчивый и одновременно динамичный комедийный фарс про «здесь и сейчас» с «тивишно»-детективным подтекстом. 

        ИЗ НИОТКУДА В НИКУДА. «В основе литературного сюжета поиски бриллиантов, спрятанных в одном из 12 стульев мадам Петуховой. Однако история, изложенная в произведении, не ограничена рамками приключенческого жанра: в ней, по мнению исследователей, дан «глобальный образ эпохи», - как и полагается, предваряю рецензию описанием сюжета, происходившего на сцене, устами автора театральной программки спектакля «Великий комбинатор».
        «Он приходит ниоткуда и уходит в никуда» - где-то в моём личном поэтическом архиве есть стихотворение с таким началом. 15 апреля поняла, о ком написала тот давний текст. О человеке, который вошёл в незабвенный книжный Старгород «в половине двенадцатого, с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки». Напрасно соотносить книжные координаты с реально существующими в материальном мире: это не более чем метафора. Место действия – любой город любой точки земного шара.
        По сюжету почти детективной постановки Олеси Невмержицкой так и вышло: непонятно когда, откуда пришёл по ходу действия «великий комбинатор», и непонятно, куда он ушёл. Был ли он убит отчаявшимся найти бриллианты Кисой, переквалифицировался ли в управдомы? А может, он ниоткуда не приходил и не уходил, а до сей поры живёт среди нас, приняв образ современного романтикаафериста с поправкой на сегодняшние реалии?
        Скорее всего, так и есть. И уже по одному этому аргументу сходить на постановку «Великий комбинатор» в наш театр стоит. Посмотреть на себя и на современность как бы со стороны полезно и интересно всегда.
        КИНОШНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ. Без преувеличения, большей части россиян вне зависимости от возраста известны советские экранизации гениальных романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», написанных великими одесситами Ильфом и Петровым. И потому параллели с кино и любимейшими типажами швейцеровско-гайдаевскозахаровского «разлива» неизбежны. От них в спектакле нашего театра в интерпретации московского режиссёра никто и не прятался.
        Над авансценой прямо в зал на зрителей в течение всей постановки смотрели несколько мониторов, на которых обозначались время и тип действия, показывались то настроечная таблица, то технические помехи, то картинки современных телесюжетов с примелькавшимися поп-звёздами.
        И время от времени там же возникал тёмный силуэт с говорящей головой, в котором лишь впоследствии все признавали некий обобщённый образ того самого неуловимого и загадочного Остапа Ибрагим-бея, сына турецкоподданного. Нарочито изменённым «металлическим» голосом он комментировал наиболее значимые моменты происходившего на сцене…
        Очень люблю покупать театральные программки. И очень люблю, когда действие начинается «здесь и сейчас»ц, как только входишь в двери храма Мельпомены. Так вот программку на входе в зрительный зал купить не удалось: надпись в стеклянной витрине с театральными атрибутами гласила: «Программка у Остапа Бендера». Здравствуй, любимый театр! Спасибо, всё как я люблю: действие началось! Оно и в зале стартовало так же заурядно, неприметно: выросло из волнений, переговоров, шума зрителей, хождений работника сцены, как бы натирающего пол перед выходом артистов. И окончилось, к слову, так же, закольцевав композицию.
        СПАСИБО, ТОВАРИЩИ АРТИСТЫ! Само действо на сцене напомнило мне то ли ток-шоу в стиле Андрея Малахова «скандалы-интригирасследования» (к этому отсылает динамичная сине-красная декорация-заставка и сцена с группой героев, каждый из которых высказывает своё впечатление от встречи с «великим комбинатором»), то ли киношный детектив. Первый акт разгонялся неторопливо, под комментарии ведущего (заслуженный артист РФ Олег Павлов) и «закадровые» голоса киношников, снимающих действо и находящихся как бы вне происходящего.
        Не вижу смысла в пересказе мизансцен, многие из которых хорошо знакомы по тем, что мы видели в небезызвестных фильмах. И не стану сравнивать игру актёров с киношными звёздами советского экрана. Кому надо – пусть сравнивает, но дело это неблагодарное и субъективное, как субъективно и моё мнение.
        Скажу лишь, что Остап у Игоря Безматерных, на мой взгляд, получился универсальным и вневременным. В целом добрым и романтичным, этаким рубахой-парнем, вовсе не похожим на жулика. Вполне себе человечным, пусть и немного авантюристом. Невероятной Наталье Мироновой хочется сказать спасибо за очаровательную «мисс патологическую влюблённость» – мадам Грицацуеву. Всю сцену с похоронами Паниковского не могла отвязаться от чувства жалости: так убедительно и органично сыграл старого «гусекрада» артист Михаил Тихомиров. Впрочем, роль застенчивого воришки из второго дома Старсобеса ему удалась не менее хорошо. Воробьянинов в исполнении Эдуарда Фролова, Козлевич и Коробейников в исполнении Анатолия Лепихина - это нечто вообще с фильмами не сравнимое: совершенно иные голоса, фактуры, характеры. В лепихинском Коробейникове есть что-то от гоголевского Плюшкина, а в басе брутального Козлевича мне явно услышалась бархатная жесть скандального Джигурды… Будет нечестно не сказать о молодом мужском актёрском ансамбле в спектакле (артисты Антон Нистратов, Константин Лылык и Данил Гороховцев): он хорош, сыгран и столь же многопланов. Оценила отсыл к современности в сцене в доме Эллочки Щукиной (актриса Маруся Киликеева), когда юные героини говорят на современном молодёжном сленговом суржике.
        ПОКЛОН ЗАКУЛИСЬЮ. В спектакле филигранная, стильная сценография, универсальные, подстраивающиеся под нужные мизансцены декорации. Центральная конструкция, к примеру, - то шкаф паука-архивариуса Коробейникова, то ступени хора второго дома Старсобеса, где царит «застенчивый» вороватый завхоз. А то это вагонная полка, на которой едет в своё никуда вневременной романтик и прохиндей Остап, напевающий на современный лад: «Гудбай, Америка, о…».
        Технически спектакль сделан на пять с плюсом. В нём есть своевременный точный свет, и в самое сердце поражает механическое велочудо – лысьвенская вариация «антилопы-гну», достойная особых оваций. Отдельные аплодисменты тому, как залихватски с этой чудо-техникой управляется великолепная четвёрка артистов.
        Ещё насмотренный и осведомлённый зритель легко считывает элементы «красного авангарда» в оформлении, «нэповский» шик, а порой внестилевую универсальность в костюмах (браво, главный художник Ольга Вологина!). Нельзя не оценить удивительно попадающую в тональность постановки авторскую музыку Родиона Аверьянова, не встретить заслуженными овациями действия, логично «уведённые» в изящные и блестящие танцевальные мизансцены (балетмейстер Анастасия Радостева).
        «Великий комбинатор» сделан по киношному принципу: едва успеваешь следить за быстрой сменой эпизодов. Сцены в богадельне, сеанс одновременной игры, дуэт с мадам Грицацуевой и Зосей Синицкой (артистка Алёна Кустова), сцена с пограничниками смотрятся как отдельные киноэпизоды. Изобретательность постановщика достойна всяких похвал.
        Многие играют по нескольку ролей, и сравнить большинство работ можно только с россыпью самоцветов. Их исполнители демонстрируют тщательно выверенную стилистику, и в этом, несомненно, их личная заслуга и мастерство режиссёра.
        Подытоживая, скажу: так просто было разменять постановку на популярные книжные и киношные шутихи-перевёртыши! Но этого не случилось.
        Случилась при поддержке Министерства культуры Пермского края совершенно самостоятельная авторская работа, с некой универсальной конструкцией, начинающаяся из ниоткуда и уходящая в никуда. Ищущая великого комбинатора нашего времени. И не находящая его, потому что он неуловим. У него тысячи лиц, ведь у каждой эпохи на дворе свои Остапы, Кисы и иже с ними Паниковские и Эллочки Щукины.

        Марина Решетникова

        Поделиться
        Вернуться
        нп.png
        linrog-edited.png
        8 (34249) 3-00-69
        teatrsav@list.ru
         г. Лысьва, ул. Мира, 31
        • Вконтакте
        • YouTube
        • Telegram
        Обратная связь
        Версия для
        слабовидящих
        © 2021 - 2023 Все права защищены АУ "Театр им. А.А. Савина"
        Политика конфиденциальности
        Обратная связь