12 марта 2020
Крайняя постановка «Беги к своему мужу» в театре драмы имени Анатолия Савина лично для меня стала хорошей иллюстрацией к вопросу «зачем мы ходим в театр?». Та большая часть публики, что осталась до конца второго акта и, громко смеясь, аплодировала постановочной группе спектакля, пришла в тот день просто от души отдохнуть. Единичные ушедшие после первого акта и вежливо, но едва досидевшие до итоговых аплодисментов, вероятно, ждали иного...
Ну, хотя бы чего-то, что краешком мысли зацепилось бы за сознание, о чём захотелось бы поразмышлять после выхода из зрительного зала. Этого в постановке вполне себе замечательного московского режиссёра Андрея Силкина не было. Но эта моя ремарка совсем не приговор в общем-то довольно симпатичной пьесе английского драматурга Рэя Куни, за которую охотно брались российские режиссёры разных театров. Трудно требовать философской глубины от типичной комедии положений – набора смешных сцен с комичными героями, заплетённых интригой житейских нелепиц и смешного вранья.
Суть пьесы: главный герой, таксист Джон Смит, женат сразу на двух женщинах, живущих недалеко друг от друга: Мэри и Барбаре. Он строго придерживается графика посещения жён, так что ни та, ни другая не подозревают о существовании друг друга. Сюжет завязывается, когда главный герой спасает старушку от хулиганов, при этом получает в драке сумочкой по голове и в результате попадает в больницу.
Выйдя из неё и оказавшись дома в объятьях Мэри, Джон вдруг осознаёт, что сбился с графика и в это время должен находиться у Барбары. Он приходит в ужас, пытается исправиться, но с каждой минутой всё больше запутывает ситуацию. Друг на друга накладываются недоразумения, к тому же в дело вмешиваются полицейские двух участков, пресса, а также соседи Мэри и Барбары...
Можно сказать, что спектакль сделан просто, что всё тут на потребу публике, что перед актёрами не стоит никаких высоких задач. Режиссёр умело потчует зрителя изрядными порциями незамысловатого юмора. И это будет недалеко от истины. Комедийные постановки такого рода всегда будут востребованы публикой. Но делать их в России зачастую либо не умеют, либо попадание в яблочко выходит редко. Чаще это получается тяжеловесно и почти всегда – пошловато.
Услышала, как кто-то из зрителей в антракте сравнил лысьвенский вариант приключений незадачливого таксиста-бабника с перипетиями незабвенного Фигаро. Воздержалась бы от такого мнения. При всём уважении к английскому драматургу содержание его постановки в разы лапидарнее, примитивнее тонкой интриги и изящности сюжета комедии Бомарше. Да и режиссура Андрея Силкина, в моём понимании, балансировала на грани между незатейливым телевизионным ситкомом и театральным комедийным фарсом. Первого было явно больше.
Не знаю, кому как, а мне уже во втором акте стало скучно «листать» в голове одну нелепую ситуацию за другой. Да, местами смешно. Да, гротескно комичными вышли герои в исполнении актёров Александра Мехрякова и Михаила Тихомирова. Да, удалось удержаться и не скатиться в пошлое комикование. Создали разноплановые цельные образы Варвара Утробина, Александра Кожевникова. В целом забавными получились роли, но не хватило пластичности, убедительной «жизненности» главному герою в исполнении Эдуарда Фролова, полицейскому инспектору в исполнении Вадима Пугачёва. Сценография, свет, костюмы практически на «пять с плюсом»: органичны, подвижны, в подспорье действиям актёров. Добавлял динамики живой «телевизионный» задник. Честно говоря, я даже не заметила, была ли в постановке музыка. Ну и в целом на этом, собственно, всё.
Почитав впоследствии текст пьесы, поняла: за исключением персонажа «нетрадиционной ориентации», наверное, актёрам вообще было довольно трудно лепить какие-либо «образы». Слишком уж «общее» выражение лиц у всех остальных героев Куни.
Общего вывода в стиле «быть или не быть» не ждите. Есть мнение номер один: режиссёр Андрей Силкин, который уже ставил на лысьвенской сцене комедию «Боинг - Боинг», и на сей раз сотворил очередной качественный театральный ситком для любителей посмеяться. По душе не замороченные сериалы, есть желание поймать расслабон после тяжёлой трудовой недели, посмаковать юмор в стиле Петросяна? Тогда «Беги к своей жене» точно для вас. И есть мнение номер два: да, никому тут, в общем-то, не придёт в голову требовать «самосожжения в образе» - в комедийном сюжете это, в принципе, выглядит глупо. Но лично мне в постановке в целом не хватило ансамблевой игровой лёгкости, большего уклона в тонкий юмор, а не в житейский, местами пошловатый, комизм. Не случилось для меня в спектакле и дыхания простодушного актёрского остроумия, лиричной бравады. Мне не хватило отточенного озорства и изящных дурачеств, которые делают театральную комедию именно комедией, а не набором пусть и качественных, но вполне себе стендапов в стиле «Уральских пельменей». Не претендую на истину в последней инстанции. Решение за зрителями.
Отдельное спасибо театру за наполненный живым вокалом Светланы Мозжериной нескучный антракт.
МАРИНА РЕШЕТНИКОВА