20 апреля 2021
Счастливая звезда Елены
С отзывчивым сердцем и доброй душой
Я часто обращаю внимание на название первого спектакля или роли в творческой биографии актёра. Для Елены Елькиной это была роль Звёздочки в «Исполнении желаний». Согласитесь: о многом говорящее и многообещающее слово. Вначале так и было...
Начало. Она родилась 18 августа 1978 года в Кунгуре. В шестом классе вместе с подругой пришла в народный театр молодёжи, которым руководил Юрий Токарев. После 11-го класса по настоянию родителей нацелилась на отделение правоведения Кунгурского лесотехникума. Но поступила девушка в Пермский колледж искусств, на курс знаменитого в театральных кругах В.С. Романова. Затем продолжила учёбу на заочном отделении Пермского института искусств и культуры, на курсе заслуженного артиста РФ В.Д. Узуна, который в то время был главным режиссёром Серовского театра драмы. Он пригласил Елену в Серов - театру нужна была молодая героиня. Но через полгода Виктору Дмитриевичу предложили должность директора Пермского академического театра драмы, и он порекомендовал ученицу в лысьвенский театр, где когда-то был очередным режиссёром.
В Серове Узун начал репетировать спектакль по пьесе молодого уральского драматурга Василия Сигарева «Семья вурдалака», где Елена должна была сыграть роль своей современницы Марины. После её переезда в Лысьву он предложил постановку нашему театру. И это была первая большая драматическая роль Елены Елькиной на нашей сцене. Спектакль имел большое социальное звучание, а театр обрёл молодую героиню. С 2000 года Елена Елькина – актриса Лысьвенского театра драмы имени Анатолия Савина.
Стать редкой героиней. В конце второго театрального сезона она блистательно сыграла дочь императора Византии Юстиниана Зою в спектакле по пьесе Н. Гумилёва «Отравленная туника» (режисссёр Андрей Санатин). Критик Марина Дмитревская («Пе-тербургский театральный журнал» № 28, 2002 г.) в статье «Если бы знать...» так писала об этом исполнении: «...Девочка, юная Зоя – Е. Елькина, появляющаяся на сцене, моментально притягивает внимание: наполненная, «звучащая» очень чистым звуком, совсем молодая актриса...».
В этот период в её жизни происходит масса событий: свадьба с актёром Эдуардом Фроловым, затем окончание института, рождение долгожданного сына Тимофея. Жизнь налаживается! Но для того, чтобы стать той самой «редкой героиней», необходимы пьеса, режиссёр и партнёры. И такой ролью стала Джульетта в постановке питерского режиссёра Ольги Ольшанской.
Спектаклю «Ромео и Джульетта» в целом очень повезло. Он стал участником V Фестиваля театров малых городов России, впервые проходившем не в Москве, а в Лысьве. Открывал сцену нашего театра после пожара, стал лауреатом фестиваля и был показан в Москве. После этого театрального события постановка целый год с успехом шла по понедельникам на сцене Пермского академического театра драмы. Итог - награждение режиссёра и главных исполнителей дипломами лауреатов премии Пермской области в сфере культуры и искусства.
Спектакль имел большой успех в областных и столичных СМИ. Хочется процитировать журналиста А. Лаврова («Петербургский театральный журнал» № 1, 2005 г.), написавшего об этом спектакле: «...Мальчишеская стрижка, резкие движения – в принципе схема: в дуэте мужчина поёт «первым голосом», женщина – «вторым». Однако герои, найдя друг друга в любви, обретают и пол, и осознанную решимость быть не как все. Главное – органично звучащие стихи Шекспира и светлое, лёгкое ощущение, послевкусие».
Эта роль стала большим искушением для Елены. Казалось, так будет всегда...
60 прекрасных образов. Но творческая жизнь порой складывается по никому не ведомому сценарию. За годы работы в театре Лена создаст около 60 образов. Конечно, она сыграет ещё не одну героиню, но такого триумфа уже не будет. Вспомним образы актрисы: Вера («Последние» М. Горького), Устинька («За чем пойдёшь, то и найдёшь» А. Островского), Женя («Саня, Ваня, с ними Римас» В. Гуркина), Сона («Ханума» А. Цагарели), Фениса («Изобретательная влюблённая» Лопе де Вега), Клариче («Слуга двух господ» К. Гольдони), Галина («Утиная охота» А. Вампилова), Наталья («Васса Железнова» М. Горького) и другие.
Пресса, к сожалению, так и не откликнулась ни на одну из этих ролей. Лишь через десять лет к ней придёт роль Софьи в спектакле по пьесе Грибоедова «Горе от ума» (режиссёр Гульнара Галавинская), которая вновь заставит говорить о ней как о «редкой героине».
Роли в исполнении Елькиной всегда неоднозначны. Вот что писал московский критик А. Иняхин о её героине Ханни в спектакле «Не боюсь Вирджинии Вулф»: «...Ханни в тонком и многозначном исполнении Елены Елькиной порой кажется несчастным пустоцветом, но иногда в ней просыпается обезумевшая Офелия или, напротив, трезвая, всё понимающая женщина, обиженная уже тем, что её никто не принимает всерьёз». А вот мнение о её героине спектакля «Горе от ума»: «Софья, молодая девушка, в которую давно влюблён Чацкий. У Е. Елькиной она мечтательна и деловита, наивно непосредственна и расчётлива. Противоречивая Софья с трезвым умом и сентиментальными переживаниями». Неоднозначность в решении образа - отличительная черта актрисы Елены Елькиной.
Быть желанным партнёром. Она очень глубокий человек. Для неё театр - образ жизни, где всё подчинено творческому расписанию. Её радует, что появилась возможность приглашать режиссёров разных театральных школ - это мобилизует актёров и делает их активными. Но в то же время огорчает, что в театре, который славился ансамблевостью, сегодня каждый играет сам за себя, забывая, что это дело коллективное. Ей хочется, чтобы актёры не работали на голом энтузиазме, была заинтересованность в каждом из них. Тогда появятся и роли, и режиссёры, и партнёры. Положа руку на сердце, в самые активные творческие годы она сыграла массу проходных ролей в спектаклях, где режиссёры самовыражались, не заботясь о её творческом росте и развитии.
У каждого артиста есть моменты, когда он желанен для партнёра и сам становится желанным партнёром. В «Ромео и Джульетте» для неё упоительным партнёром был Михаил Тихомиров, в «Горе от ума» - Игорь Безматерных, в «Не боюсь Вирджинии Вулф» - Эдуард Фролов, в «Коте в сапогах» - Кирилл Имеров, в «Касатке» - Анатолий Лепихин.За 20 лет работы в театре Елена до обидного мало сыграла героинь, которых могла бы сыграть. Ушёл круг её ролей. Сейчас у неё произошёл переход от юности к зрелости. А для того, чтобы он протекал безболезненно, нужен заинтересованный в тебе как в актрисе режиссёр. Быть просто занятой ей неинтересно. Она всегда мечтала о ролях, которые становятся опорой спектакля. Ей интересно строить, интересна метаморфоза, которая заключена в жизни персонажа. Просто играть данность, результат - это не по ней.
Одной из желанных была роль Ани в «Острове Рикоту» в постановке Ильи Ротенберга. Спектакль «В ожидании Его» собрал замечательный женский квартет, в котором Елена сыграла интеллигентку за 30 – обаятельную учительницу, женщину, не отчаявшуюся дождаться СВОЕГО мужчину. Сейчас её героини чаще одинокие женщины. Большим подарком судьбы Елена считала ввод в уже идущий спектакль «Забор». Много сил отдала, по сути, самостоятельной работе, в которой помогли партнёры Вадим Пугачёв и Андрей Косарев. Роль Джин так созвучна самой Елене с её отзывчивым сердцем и доброй душой!
Успехов, Елена! Актриса Елькина не раз примеряла на себя характерные роли. Вспомним Змеюкину («Свадьба»), секретаршу Люсю («Бляха-муха») и Шарлотту («Вишнёвый сад»). С особенным удовольствием играет в спектаклях для детей: Снегурочка («Зимняя сказка»), Девочка («Тряпичная кукла»), Принцесса-Недопринцесса («Кот в сапогах»), Девочка («Звёздный мальчик»), Настенька («Морозко»), птичка Мэйзи («Слон Хортон ждёт птенца»). Вокальные и пластические возможности она продемонстрировала в спектаклях «Пиковая дама», «Тёмные аллеи» и «Касатка», на вечере актёрской песни «Концерт. Камера. Мотор». Обаятельны её образы актрис и клоунесс (спектакли «Любовные письма» и «Страсти по Шекспиру») - там Лена купается в атмосфере игровой импровизации. Неудивительно, ведь она часто автор и постоянный участник театральных капустников, организатор и ведущая праздников и квестов для детей. Здесь пригодился опыт работы в студии «Ёлочка» при детсаде № 21. Она учится на международных онлайн-курсах «Ура, игра», передаёт навыки молодым актрисам.
Елена сейчас в расцвете творческих сил, опыта, умений, заряжена на работу. Пожелаем ей творческой востребованности и хороших ролей, которых она, безусловно, заслуживает!
заслуженная артистка России, лауреат муниципальной премии имени А.В. Зануцци.