«Песня прощанья в двух актах. Спектакль создан при поддержке Министерства культуры Пермского края» - так значилось в театральной программке постановки «Фронтовичка». Его премьера состоялась 3 октября на сцене Лысьвенского драмтеатра.
Фабула пьесы проста: «Война закончилась. Физически закончилась, технически, политически.... Но как избавиться от неё внутри себя? Поколение победителей, таких, как Мария Небылица, учится жить с нуля, учится просто быть женщинами, а не фронтовичками. Как начать носить платья, отрастить волосы, любить и быть любимой, когда внутри ты - солдат, человек, который убивал? Как жить после предательства того, с кем ты прошла войну и кого любила? Как не проиграть в этой «мирной» войне?».
Как старый театрал, готовясь к просмотру, я и текст московского драматурга Анны Батуриной дома сосредоточено прочитала – спасибо Интернету. Вещь показалась мне в целом неплохой, но немного линейной, плоской. Всё там как-то бытово: история молодой девчонки, поломанной войной, но уцелевшей...Сцены послевоенного быта, кажущийся излишним натурализм...
Однако последовавший далее спектакль оказался совершенно не таким, каким ожидала. Снимаю шляпу пред труппой и режиссёром-постановщиком Кириллом Заборихиным. Перед сценографом Андреем Шемелиным, решившим обустроить пространство спектакля лаконично и мобильно. Увидела объёмную, цельную, трогательную без какого-либо наива, историю целой страны, как в луче софита, высветившуюся через судьбу отдельно взятого человека.
В спектакле вокруг явного лидера постановки – актрисы Александры Кожевниковой (роль фронтовички Марии Небылицы) - сложился настоящий ансамбль единомышленников. Из «истории» не выпадал и не выпячивался никто. Всё было ярко, сильно, светло, пронзительно. Всё работало на главную цель – музыка, свет, хореография. Оттого и рвалась местами то злая и горькая, то светлая слеза у многих сидящих в зале – редкость в театре в последнее время.
И вроде – обычный поздний вечер ясного октябрьского дня был за стенами театра. В небе сияли лунный диск, сверкали звёзды серебристыми стразами. Шумели тёмным золотом берёзы, бросая тени на афиши... Театралы, только что в фойе обсуждавшие спектакль, садились в поздний автобус, мечтая о тихом семейном ужине. Всё было как всегда. Но для меня что-то неуловимо изменилось даже в составе воздуха. Как-то по-другому смотрела я, на всю эту прекрасную, обыденную, и, в общем-то, счастливую жизнь вовне и внутри меня после просмотра.
В общем и целом, спектакль стоит отдельного разбора. А пока, аплодисменты и зрительское искреннее спасибо постановочной группе. За трепетное и чуткое отношение к непростой, но такой важной теме, столь нужной всем нам. Желаю «Фронтовичке» долгой жизни на сцене лысьвенской драмы. А всем, кто ещё не видел постановку – сходить непременно.
Марина Решетникова