20 марта 2021
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РОССИИ
ДЛЯ МЕНЯ ОДНИМ ИЗ ЛЮБИМЫХ ПАРТНЁРОВ ПО СЦЕНЕ БЫЛ И ОСТАЁТСЯ АКТЁР ОЛЕГ ПАВЛОВ. ЧЕЛОВЕК-ЗАГАДКА, КОТОРУЮ ПЫТАЮСЬ РАЗГАДАТЬ ВОТ УЖЕ БОЛЕЕ 40 ЛЕТ...ПРОФЕССИЯ ПО НАСЛЕДСТВУ. Он мучительно выбирал этот путь, сомневался и трудно шёл по нему, считая, что актёр – не мужская профессия. С его мужественным характером и редким чувством собственного достоинства, должно быть, трудно дался окончательный выбор. Олег очень осторожно относится к яркой, игровой стихии театра. Он кропотлив и въедлив в работе над ролью, всё подвергает сомнению. Похвалы слушает недоверчиво, словно прислушиваясь к собственному чувству правды.
Видела его в разных ролях. Интереснее он в тех, где есть внутренний надлом, резко очерченный характер. Но и в самых «болевых» точках роли актёр никогда не спешит выплеснуться до конца, всегда оставляя что-то глубоко спрятанное. Может, это и есть то, что называется актёрским мужским обаянием, столь нечастым сегодня на сцене. Всей жизнью в театре Олег Павлов доказал себе и окружающим: актёр – профессия мужская.
Он родился 2 августа 1949 года в Оренбурге, в артистической семье. Рос, как говорят в театральной среде, за кулисами. В шесть лет впервые вышел на сцену со словами в спектакле «Океан» Штейна. Как все мальчишки, хотел играть в хоккей, но был мал ростом. После службы в армии вернулся в театр, стал осветителем, но понял: и этой профессии надо учиться.
Окончил светотехническое отделение Одесского театрально-художественного училища в 1975 году. Практику проходил в театрах Одессы, готовясь стать художником по свету. Окончив училище, приехал в Пермь, куда к тому времени перебралась мама, Клавдия Кемаева, актриса пермского ТЮЗа. Но там должность осветителя была занята, и ему предложили работу в радиоцехе.
ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА. В Перми появилось желание стать актёром. В 1978-м Олег поступил в институт культуры на курс педагога В.С. Романова. Поработав в качестве артиста в Коми-Пермяцком окружном драмтеатре в Кудымкаре, осенью того же года стал актёром Лысьвенского театра драмы. В 1983-м, по окончании института, поставил дипломный спектакль - сказку «Старомодные чудеса» Л. Устинова. В 1985-м, попробовав силы в Карачаево-Черкесском областном театре, вернулся в лысьвенскую драму, где служит по сей день.
В первые годы работы помимо репетиций, спектаклей, гастролей артисты лысьвенской драмы проводили массу творческих встреч в школах и цехах заводов. Постоянным участником на них был молодой актёр с гитарой, который пел свои и чужие песни. Никто тогда не думал, что со временем он станет автором музыки ко многим спектаклям. Около 25 лет Олег возглавлял музыкальную часть театра (по совместительству). С особой теплотой вспоминаю музыку и песни, написанные к моим постановкам «Недотёпино королевство», «Жук-Жак и его подарки», «Кот в сапогах». А музыка к «Декамерону», на мой взгляд, стала серьёзным компонентом авторского решения спектакля. Павлов – человек театра, знает и любит сцену. В 2000-е, когда не было специалиста, дал согласие по совместительству поработать художником по свету, девять лет помогал молодым осваивать эту нелёгкую профессию.
СЖАТАЯ ПРУЖИНА. Театров много, но реализоваться полностью можно только в одном. В его творческой ситуации, в его раскладе труппы, при его режиссуре, репертуаре. Олегу в этом смысле повезло. Но не сразу он стал любимым актёром Савина. В первые годы Анатолий Афанасьевич выстраивал репертуар на других: Миронове, Ермакове, Жаркове, Уткине. Олег был начинающим, играл много и разнообразно. Лишь вернувшись в Лысьву после Дзержинска, Савин обратил серьёзное внимание на Павлова.
За плечами артиста уже были такие роли, как Валентин («Валентин и Валентина»), Лусиндо («Изобретательная влюблённая»), Насреддин («Последняя любовь Насреддина»). Олег почувствовал заинтересованность режиссёра в себе как в актёре. Репертуар стал выстраиваться в расчёте на Павлова. Тогда появились Гай Монтег («451 градус по Фаренгейту»), Посетитель («Последний посетитель»), Георгий Ландас («Повесть о юности») и, конечно же, граф Резанов в рок-опере «Юнона» и «Авось».
Обаятельный, с глубоким голосом и внешностью героя вестернов, он прекрасно подходил для западных пьес. Поэтому так хороши его Сол Бозо («Дорогая Памела», Д. Патрик), Лорд Мортон («Да здравствует королева, виват!», Р. Болт), Наполеон («Избранник судьбы», Б. Шоу), Стенли Ковальский («Трамвай «Желание», Т. Уильямс) и другие. Театралы помнят «шекспириану»: Петруччо из «Укрощения строптивой», Капуллетти, отца Джульетты, старика в «Макбете».
Принц Гамлет стоит особняком - именно в этой роли он открылся как личность. Его герой в постановке Анатолия Савина безмерно одинок. Критик Т. Тихоновец так писала о Павлове-Гамлете: «Есть роли, в которых можно прикрыться, чтобы не обнаружить нищету духа. Гамлет выворачивает актёра наизнанку. Можно не дотянуть до трагедии, не доиграть. Это не страшно. Страшно, если в актёре обнаружится пустота. Олег доказал, что имел право на эту роль. Он сыграл значительно, достойно и глубоко».
Сценический темперамент Павлова напоминает сжатую пружину. На сцене он может не доиграть, но никогда не переиграет. Чувствует партнёра, не борется за первенство на сцене, не «тянет одеяло на себя». Но говорить о нём только как об исполнителе ролей главных героев - заранее обеднять актёрскую палитру. Он многоплановее, шире.
ХОРОШИЙ АКТЁР И ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК. Что важнее: хороший актёр или хороший человек? Для меня это нераздельно. Летом 1993-го Олег попал в автокатастрофу, со сложнейшим переломом ноги надолго «выпал» из творческого процесса. Его пытались «списать» из основного состава труппы, что беспокоило главного режиссёра. Срочно нужна была роль, достойная актёра Павлова с одной стороны и щадящая человека Павлова - с другой. Было принято решение открыть камерную сцену, взяв в работу пьесу А. Галина «... Sorry!». Олег стал осторожно ходить, должны были начаться репетиции и... теперь уже Савина приковал к постели перелом! Но мысль о творческой судьбе актёра не покидала его. Он пригласил на постановку режиссёра Виктора Ильева. Олег не верил в затею, боялся большой роли, нагрузки. Мы старались создать ему максимальный комфорт. Уверенность приходила не сразу. Но в итоге он сделал всё, что требовалось режиссёру, не пощадив себя. Чуткость отношений стала основой работы. И творческая, человеческая реабилитация состоялась. Какой это был пронзительный спектакль, и как он нам обоим дорог! Позднее Олег с благодарностью согласился играть у Ильева в спектакле «Любовные письма» А. Гэрни, выбранном мною к юбилею. Ещё одна тёплая «зарубка» на сердце...
В жизни он очень сдержан в эмоциях. Понять, как Олег относится к тем или иным событиям в театре, порой невозможно. Бывает ворчлив, осторожен, рассудителен, а иногда беспощаден в оценках. Хорошо осознаёт положение, которое заслужил невероятным трудом. Его творческий путь - 43 года на сцене – непрост и нелёгок.
Критики высоко оценивают работы Павлова последних лет: король Генри («Лев зимой» Голдмена), Ярослав Пруст («Средство Макропулоса» Чапека), Железнов («Васса Железнова» Горького), Гаев («Вишнёвый сад» Чехова), Дикой («Гроза. История одной системы» Островского).
МАСШТАБЕН БЕЗ ПАФОСА. Одна из последних его судьбоносных работ - роль Тевье в спектакле «Поминальная молитва» Горина. За неё в 2008 году актёру присудили премию Пермского края в сфере культуры и искусства. А Евгения Тропп в «Петербургском театральном журнале» (No 4, 2008 г., «Пермская обитель») подчеркнула: «В главном герое спектакля покоряет прежде всего естественность – он не мудрствует, не вещает, говорит тихо и как-то легко, но его слушаешь затаив дыхание. Сдвинув на нос очки, подняв глаза к небу, Тевье говорит с Богом как с самым близким собеседником: советуется, удивляется, сетует. Герой Павлова масштабен без пафоса». В его творческой копилке сегодня 140 сценических образов. Это актёр-личность, мастер сцены, заслуженный артист России (звание получил в 1997 году). Его любит и ждёт публика. Но он для меня до сих пор партнёр-загадка. Очень радует, что Олег в строю, в активном творческом процессе, авторитет и пример для молодых. Его особая гордость - дочь Ева, студентка Екатеринбургского театрального института. А это значит, у театральной династии Павловых будет продолжение!
КЛАВДИЯ САВИНА, Заслуженная артистка РФ