24 октября 2020
В ЛЫСЬВЕНСКОМ ТЕАТРЕ ДРАМЫ ПОД ЭГИДОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕАТРА НАЦИЙ ПРОШЛА ЛАБОРАТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РЕАЛИЗОВАН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РФ. В ТЕЧЕНИЕ ПЯТИ ДНЕЙ НАШИ АРТИСТЫ И ПРИГЛАШЁННЫЕ РЕЖИССЁРЫ СОЗДАВАЛИ ЭСКИЗЫ СПЕКТАКЛЕЙ ПО ПЬЕСАМ, НАПИСАННЫМ ЗА ПОСЛЕДНЮЮ ПАРУ ЛЕТ. РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНИВАЛИ ЗРИТЕЛИ И ИЗВЕСТНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ КРИТИКИ ОЛЕГ ЛОЕВСКИЙ И ТАТЬЯНА ТИХОНОВЕЦ.
РЫБКА В БАНКЕ. В «наброске» спектакля «Ганди молчал по субботам», поставленном режиссёром Кириллом ЗАБОРИХИНЫМ по пьесе Анастасии Букреевой, всё просто: родители подростка Саши, зовущего себя Мотом (артист АНДРЕЙ ШОШКИН), разводятся, его дед сходит с ума, а сестра умирает от тяжёлой болезни. В начале спектакля всё ещё проще: семья Мота идеальна, все любят друг друга и живут в некоем иллюзорном мире, где всегда всё хорошо. Но шаг за шагом иллюзии рушатся, а единственным близким человеком для Мота оказывается бомжиха Лиза (артистка ЕКАТЕРИНА НОВИКОВА).
Эскиз, повторюсь, незамысловат. Но именно этой простотой он и страшен: в маленьком мирке одной семьи все живут в согласии, любя друг друга. Как рыбки в аквариуме. Но аквариум даёт трещину, вода утекает - и внутренний мир, задыхаясь, гибнет. Единственный способ выжить – переместиться в новый аквариум. Но в семье Мота каждый житель огромной лопнувшей ёмкости, спасая себя, оказывается в ёмкости маленькой. Один. Отгороженный от других толстым стеклом. И в том, что он теперь одинокая, никому не нужная рыбёшка, винит не себя и свои поступки, а стекольный завод...
КИНО? ТЕАТР! Чего точно не ждёшь увидеть на сцене, так это киношной картинки. Кажется, перенести кинокадр в театральную постановку - задача невыполнимая. Но не для режиссёра Веры ПОПОВОЙ из Санкт-Петербурга, представившей зрителю своё видение пьесы Алексея Житковского «Космос».
Это история об «училке» из Бугульмы, узнавшей, что в их город едет её одноклассник, ставший космонавтом. Женщина железобетонно решает выйти за него замуж. К достоинству режиссёра и артистов, историю они рассказали убедительно: со смехом и слезами, так, как и бывает в жизни.
Фабула: муж главной героини, Татьяны (артистка ВАРВАРА УТРОБИНА), 22 года назад погиб в одной из локальных войн. Сын нигде не учится и не работает, посвящая жизнь игре в гаражной рок-группе. Татьяна учит детей английскому, по вечерам выпивает с подругой и ждёт настоящей любви. И вот та самая любовь летит к ней в лице Сергея, который сидел с Таней за одной партой и был школьным лохом, мальчиком для битья. Но лох - это когда-то давно, в прошлой жизни. Теперь Сергей Герой России, дважды бывавший на орбите Земли. И, конечно, завидный жених. Вся эта космическая катавасия закручивает героев, меняя не только их взгляды на жизнь, но и саму жизнь, медленную и тягучую, как меласса, предсказуемую, как выборы Президента РФ.
Перипетии пьесы происходят под хороший саундтрек, сопровождаются остроумными режиссёрскими находками, замечательной игрой актёров, космической пылью, распыляемой из блюдца, самодвижущейся мебелью и англо-русским «суржиком» Варвары Утробиной.
Да, о кинематографичности! Вера Попова и техническая команда театра смогли сделать так, что многие сцены эскиза выглядят как кадры из фильмов. Вроде бы, смотришь спектакль в камерном зале Лысьвенского театра, а потом бац - и видишь кадр из фильма Дэвида Финчера или, например, Орс-на Уэлса. Только не на экране, а вживую. Ради этого стоило потратить полтора часа. В этом мнении сошлись и критики, и зрители.
МНОГО ШУМУ?И ЧЕГО?! О финальной работе лаборатории в кулуарах говорили: ожидается натуральная пощёчина общественному вкусу. На деле вышло, конечно, жёстко, но в рамках дозволенного.
Пьеса «13 первых правил баскетбола, сформулированных Джеймсом Нейсмитом» (автор - Дмитрий Богославский) даёт постановщику полную свободу действий: её текст – один сплошной диалог героев, лишённый бэкграунда. Никаких тебе характеров и костюмов, указаний для актёров - только имена. Условно и время действия, и место. Пермский режиссёр Марк БУКИН воспользовался перечисленным по полной программе.
Преамбула проста: две супружеские пары – Владимир и Инга (артисты ИГОРЬ БЕЗМАТЕРНЫХ и АЛЕКСАНДРА КОЖЕВНИКОВА) и Игорь и
Валерия (артисты МИХАИЛ ТИХОМИРОВ и ЕЛЕНА ЕЛЬКИНА) - отмечают день рождения Владимира. Во время застолья выясняется: Инга изменила Владимиру с Игорем. С этого и начинается история, которая к концу спектакля преобразуется в огромный снежный ком, разрушающий всё на своём пути. На сцене и смех, и слёзы, и любовь. Та самая, где до ненависти один шаг. И всё это в некоем вакууме, окружённом чёрной пустотой и абсолютной безысходностью.
Выдержать то, что показал Марк Букин, сможет не каждый зритель. Но ведь и в жизни так же: мы многое стараемся оставить за границами своего уютного бытия, ограждаемся от чертей, задорно подмигивающих нам из тихого омута соседских квартир. Знать не хотим того, что творится за стеной. А тут нас заставляют на это смотреть. И думать: мне показывают проекцию моего бытия? Или дают горькую пилюлю от того, как не сделать жизнь похожей на происходящее на сцене? Ответ у каждого свой. Или нет ответа...
Кстати, пытливый зритель наверняка задал себе вопрос: «Действие на сцене – хорошие режиссёрские находки или затёртые штампы?». И вряд ли дал однозначный ответ. С одной стороны, театральные приёмы, намекающие на «ненастоящесть» отношений героев пьесы, использованы тысячекратно. С другой - в век постмодерна всякое высказывание есть повтор чьих-то слов и действий, то есть штамп. Но не в этом ли простота и гениальность режиссёрского замысла? Тысячи лет люди влюбляются, женятся, ссорятся, мирятся, спят с чужими супругами. На почве любовно-постельных отношений съедены миллионы собак и разбиты миллиарды сердец... Но мы, население земного шара, продолжаем плясать на граблях, добавляя на свои лбы новые и новые шишки. Не об этом ли пытался сказать Марк Букин?
ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ? Почему классику называют классикой? Она не теряет актуальности. Тургенев, например, утопил собачку Муму 170 лет назад, а жаль нам её по сей день. Минуло 160 лет с тех пор, как Катерина из «Грозы» Островского спросила: «Отчего люди не летают так, как птицы?», а мы до сих пор ответить не можем. А уж какой-нибудь Шекспир полтыщи лет как помер, а выдуманные им Макбеты и Джульетты не дают нам покоя и сегодня. Зачем, спрашивается, новая драма, если классики поставили все актуальные вопросы на десятки поколений вперёд? Да и то, о чём вопрошают общество современные авторы, созвучно проблемам, поднятым столпами классической драматургии...
Как отцам сладить с детьми? Как пережить предательство? Возможна ли жизнь без любви? Согласитесь, не ново... Да, современная драма крутится в той же парадигме. Но она приправляет классические и, казалось бы, набившие оскомину вопросы современным, незанафталиненным «перцем». Нравится нам или нет, но теперешним школьникам ближе Мот, приведший домой бездомную женщину, чем герои Лопе де Веги. И матерящиеся супруги из «13 правил баскетбола» им понятнее, чем все Катерины мира. Или нет? Выяснить можно только опытным путём: ставить и классических, и современных авторов. В любом случае на сцене всех театров мира главной темой была, есть и будет «невыносимая лёгкость бытия». А уж, какие пьесы поставят в этих театрах в следующем сезоне или в следующем веке - покажет время.
Фёдор Прокофьев, зритель
РЫБКА В БАНКЕ. В «наброске» спектакля «Ганди молчал по субботам», поставленном режиссёром Кириллом ЗАБОРИХИНЫМ по пьесе Анастасии Букреевой, всё просто: родители подростка Саши, зовущего себя Мотом (артист АНДРЕЙ ШОШКИН), разводятся, его дед сходит с ума, а сестра умирает от тяжёлой болезни. В начале спектакля всё ещё проще: семья Мота идеальна, все любят друг друга и живут в некоем иллюзорном мире, где всегда всё хорошо. Но шаг за шагом иллюзии рушатся, а единственным близким человеком для Мота оказывается бомжиха Лиза (артистка ЕКАТЕРИНА НОВИКОВА).
Эскиз, повторюсь, незамысловат. Но именно этой простотой он и страшен: в маленьком мирке одной семьи все живут в согласии, любя друг друга. Как рыбки в аквариуме. Но аквариум даёт трещину, вода утекает - и внутренний мир, задыхаясь, гибнет. Единственный способ выжить – переместиться в новый аквариум. Но в семье Мота каждый житель огромной лопнувшей ёмкости, спасая себя, оказывается в ёмкости маленькой. Один. Отгороженный от других толстым стеклом. И в том, что он теперь одинокая, никому не нужная рыбёшка, винит не себя и свои поступки, а стекольный завод...
КИНО? ТЕАТР! Чего точно не ждёшь увидеть на сцене, так это киношной картинки. Кажется, перенести кинокадр в театральную постановку - задача невыполнимая. Но не для режиссёра Веры ПОПОВОЙ из Санкт-Петербурга, представившей зрителю своё видение пьесы Алексея Житковского «Космос».
Это история об «училке» из Бугульмы, узнавшей, что в их город едет её одноклассник, ставший космонавтом. Женщина железобетонно решает выйти за него замуж. К достоинству режиссёра и артистов, историю они рассказали убедительно: со смехом и слезами, так, как и бывает в жизни.
Фабула: муж главной героини, Татьяны (артистка ВАРВАРА УТРОБИНА), 22 года назад погиб в одной из локальных войн. Сын нигде не учится и не работает, посвящая жизнь игре в гаражной рок-группе. Татьяна учит детей английскому, по вечерам выпивает с подругой и ждёт настоящей любви. И вот та самая любовь летит к ней в лице Сергея, который сидел с Таней за одной партой и был школьным лохом, мальчиком для битья. Но лох - это когда-то давно, в прошлой жизни. Теперь Сергей Герой России, дважды бывавший на орбите Земли. И, конечно, завидный жених. Вся эта космическая катавасия закручивает героев, меняя не только их взгляды на жизнь, но и саму жизнь, медленную и тягучую, как меласса, предсказуемую, как выборы Президента РФ.
Перипетии пьесы происходят под хороший саундтрек, сопровождаются остроумными режиссёрскими находками, замечательной игрой актёров, космической пылью, распыляемой из блюдца, самодвижущейся мебелью и англо-русским «суржиком» Варвары Утробиной.
Да, о кинематографичности! Вера Попова и техническая команда театра смогли сделать так, что многие сцены эскиза выглядят как кадры из фильмов. Вроде бы, смотришь спектакль в камерном зале Лысьвенского театра, а потом бац - и видишь кадр из фильма Дэвида Финчера или, например, Орс-на Уэлса. Только не на экране, а вживую. Ради этого стоило потратить полтора часа. В этом мнении сошлись и критики, и зрители.
МНОГО ШУМУ?И ЧЕГО?! О финальной работе лаборатории в кулуарах говорили: ожидается натуральная пощёчина общественному вкусу. На деле вышло, конечно, жёстко, но в рамках дозволенного.
Пьеса «13 первых правил баскетбола, сформулированных Джеймсом Нейсмитом» (автор - Дмитрий Богославский) даёт постановщику полную свободу действий: её текст – один сплошной диалог героев, лишённый бэкграунда. Никаких тебе характеров и костюмов, указаний для актёров - только имена. Условно и время действия, и место. Пермский режиссёр Марк БУКИН воспользовался перечисленным по полной программе.
Преамбула проста: две супружеские пары – Владимир и Инга (артисты ИГОРЬ БЕЗМАТЕРНЫХ и АЛЕКСАНДРА КОЖЕВНИКОВА) и Игорь и
Валерия (артисты МИХАИЛ ТИХОМИРОВ и ЕЛЕНА ЕЛЬКИНА) - отмечают день рождения Владимира. Во время застолья выясняется: Инга изменила Владимиру с Игорем. С этого и начинается история, которая к концу спектакля преобразуется в огромный снежный ком, разрушающий всё на своём пути. На сцене и смех, и слёзы, и любовь. Та самая, где до ненависти один шаг. И всё это в некоем вакууме, окружённом чёрной пустотой и абсолютной безысходностью.
Выдержать то, что показал Марк Букин, сможет не каждый зритель. Но ведь и в жизни так же: мы многое стараемся оставить за границами своего уютного бытия, ограждаемся от чертей, задорно подмигивающих нам из тихого омута соседских квартир. Знать не хотим того, что творится за стеной. А тут нас заставляют на это смотреть. И думать: мне показывают проекцию моего бытия? Или дают горькую пилюлю от того, как не сделать жизнь похожей на происходящее на сцене? Ответ у каждого свой. Или нет ответа...
Кстати, пытливый зритель наверняка задал себе вопрос: «Действие на сцене – хорошие режиссёрские находки или затёртые штампы?». И вряд ли дал однозначный ответ. С одной стороны, театральные приёмы, намекающие на «ненастоящесть» отношений героев пьесы, использованы тысячекратно. С другой - в век постмодерна всякое высказывание есть повтор чьих-то слов и действий, то есть штамп. Но не в этом ли простота и гениальность режиссёрского замысла? Тысячи лет люди влюбляются, женятся, ссорятся, мирятся, спят с чужими супругами. На почве любовно-постельных отношений съедены миллионы собак и разбиты миллиарды сердец... Но мы, население земного шара, продолжаем плясать на граблях, добавляя на свои лбы новые и новые шишки. Не об этом ли пытался сказать Марк Букин?
ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ? Почему классику называют классикой? Она не теряет актуальности. Тургенев, например, утопил собачку Муму 170 лет назад, а жаль нам её по сей день. Минуло 160 лет с тех пор, как Катерина из «Грозы» Островского спросила: «Отчего люди не летают так, как птицы?», а мы до сих пор ответить не можем. А уж какой-нибудь Шекспир полтыщи лет как помер, а выдуманные им Макбеты и Джульетты не дают нам покоя и сегодня. Зачем, спрашивается, новая драма, если классики поставили все актуальные вопросы на десятки поколений вперёд? Да и то, о чём вопрошают общество современные авторы, созвучно проблемам, поднятым столпами классической драматургии...
Как отцам сладить с детьми? Как пережить предательство? Возможна ли жизнь без любви? Согласитесь, не ново... Да, современная драма крутится в той же парадигме. Но она приправляет классические и, казалось бы, набившие оскомину вопросы современным, незанафталиненным «перцем». Нравится нам или нет, но теперешним школьникам ближе Мот, приведший домой бездомную женщину, чем герои Лопе де Веги. И матерящиеся супруги из «13 правил баскетбола» им понятнее, чем все Катерины мира. Или нет? Выяснить можно только опытным путём: ставить и классических, и современных авторов. В любом случае на сцене всех театров мира главной темой была, есть и будет «невыносимая лёгкость бытия». А уж, какие пьесы поставят в этих театрах в следующем сезоне или в следующем веке - покажет время.
Фёдор Прокофьев, зритель