Постановка даёт ответы на вопросы, волнующие людей во все времена
Лысьвенский театр драмы можно без ложной лести поздравить с очередной творческой удачей – постановкой режиссёра Андрея Шляпина, созданной по мотивам ранних рассказов М.А. Булгакова. Заставляющие глубоко сопереживать «ожившие строки» произведения одного из самых блестящих классиков русской литературы двадцатого столетия сегодня поистине целительны для каждого из нас.
УРОКИ ДОКТОРА БУЛГАКОВА.
Нужно ли напоминать читающим и театралам, кто такой М.А. Булгаков? Риторический вопрос. Продолживший в русской (далее – советской) литературе «натурную», максимально приближенную к реальной жизни традицию пишущего доктора Чехова, развивший её до уровня поистине философского, Михаил Афанасьевич - знаковая фигура для всех, кто всерьёз размышляет о смысле бытия. В особом ряду, конечно, роман-притча «Мастер и Маргарита». По его мотивам есть десятки интерпретаций, экранизаций, спектаклей. «Записки юного врача» менее «тиражны» в этом смысле, хотя и их несколько раз экранизировали и ставили «на театре».
Этот цикл булгаковских рассказов относится к раннему периоду его творчества. По сути своей они отдельные страницы из жизни молодого доктора, приехавшего практиковаться в русскую глубинку. Естественно, писаны бывшим доктором Булгаковым, что называется, с натуры.
«Если человек не ездил на лошадях по глухим просёлочным дорогам, то рассказывать мне ему об этом нечего: все равно он не поймёт. А тому, кто ездил, и напоминать не хочу». «А приём мой всё возрастал. Вот настал день, когда я принял сто десять человек. Мы начали в девять часов утра и закончили в восемь часов вечера. Я, пошатываясь, снимал халат...» - вот лишь несколько цитат из текста оригинала. Правда, уже даже по ним можно понять, что представляла собой жизнь советского сельского доктора?
Я бы даже к истории страны этот текст привязывать не стала – суть профессии переменилась несущественно. Не стал жёстко привязывать ко времени свою инсценировку и постановку и режиссёр Андрей Шляпин. Хотя исторический период прочитывается внимательным зрителем в деталях сценического антуража – предметах мебели, манере одежды (поклон в сторону художника спектакля Ольги Вологиной), в речевых оборотах…
«Мистическая драма» по булгаковским мотивам получилась своего рода живым размышлением вслух о смысле врачебной профессии и человеческой жизни, о добре, милосердии, справедливости. Она вышла поистине очистительной, нравственно цельной. Были раньше в советской школе уроки этики и психологии. «Врач» в этом контексте вполне можно было бы показывать вместо целой серии таких уроков.
НА ОДНОМ ДЫХАНИИ.
«Только что окончивший медицинский факультет московского университета 23-летний врач Владимир Бомгард (артист Михаил Тихомиров) отправляется в русскую глубинку. В его планах набраться опыта и через пару лет вернуться в большой город. Но врачебный долг определяет отношение Владимира к жизни: он находит в уездной больнице призвание, которое ведёт его сквозь любые преграды ради высшей цели – помощи людям. Вопреки страхам, наперекор сомнениям и разочарованиям он следует дорогой, которую выбрал много лет назад: в любую погоду, в любое время года спешит к тем, кто в нём нуждается, - и спустя двадцать лет, и спустя пятьдесят», - гласит аннотация в программке.
Идущий два часа без антракта спектакль динамичен, смотрится на одном дыхании. В течение двух сценических часов перед взором зрителей пролетает не просто череда сложных и пронзительных случаев из врачебной практики – проносится огромная, как космос, содержательная человеческая ЖИЗНЬ. И даётся внятный ответ на массу всегда животрепещущих вопросов.
Существует ли профессиональное призвание? Чем различаются служение и работа за деньги? Можно ли быть милосердным через жёсткость и даже жестокость? Сколько «весит» человеческая душа, сколько стоит и от чего порой зависит человеческая жизнь?
В спектакле ни одного проходного образа. И вот, вроде, вовсе эпизодичен отец безногой девушки, вечно пьяный сторож Егорыч (артист Эдуард Фролов). Но ритм его сторожевой колотушки – словно метроном, отстукивающий мгновения жизненных смыслов и доктора Бомгарда, и его коллег: давно ушедшего его преемника врача Леопольда Леопольдовича (артист Игорь Безматерных), акушерок Пелагеи Ивановны (играют попеременно актрисы Нина Ахтырская и Екатерина Новикова), акушерки Анны Николаевны (актрисы Александра Кожевникова и Агния Слепцова), фельдшера Демьяна Лукича (артист Алексей Якубенко)… Участливо и точно отмеряет он запутавшиеся в провинциальной снежной монотонной круговерти их надежды на любовь и её утрату, жертвенность не напоказ… Как слепа и глухо отчаянна в своей вере во врачебное чудо мать заболевшей девочки Лидки (актриса Варвара Утробина), которая сама упустила столь ценное для спасения жизни дочери время! А сама маленькая пациентка (роли исполняют юные Тома Плесовских и Надя Новикова) – словно тот библейский ангел, спасение и исцеление которого даже в единственном числе способно оправдать смысл существования доктора Бомгарда.
НЕРВ МУЗЫКИ И СВЕТА.
Постановка буквально прошита нервной и пронзительной нитью световых акцентов, высвечивающих знаковые мизансцены. Трепетно озарена удивительным, тревожаще-прекрасным вокалом актрисы Ксении Драловой (одновременно играет в спектакле эпизодические «бессловесные» роли безногой девушки и молодой роженицы). «Горе моё горе», «Человек-от живёт» - аутентичные народные духовные композиции невероятно точно попадают в смысловую суть спектакля, словно плугом, вспахивают душу вековой русской пронзительной грустью, тишиной и мятежом одновременно.
И кружится над всем этим удивительным полотном человеческих судеб искрящийся снег. И застывает, не тая, в седых волосах некогда юного доктора, который изначально вовсе не хотел быть «человеком одного места», но стал им. Ведь призвание только потому и высоко, что приходит к человеку без всякого пафоса. Через личную боль. Через принятие чужой боли как своей, через отречение от личного счастья. Не потому, что человеку очень захотелось стать героем ради славы, а потому, что кто-то же должен им быть.
И вдумайтесь, какова суть, какова цена этой славы, выраженной в нескольких строках столичной газеты: «В провинциальном городе Н. умер на своем посту доктор такой-то»…
P.S. Спектакль создан в рамках Федерального проекта «Культура малой родины». Ближайший показ в текущей афише театра - 27 марта.
Марина Решетникова