20 августа 2020
В Лысьву приехал ученик Геннадия Мясникова,декан художественного факультета ВГИКА
Часто ниточки из прошлого тянутся в будущее, переплетаясь в самых неожиданных местах. Это как раз такая история.
Продолжает дело Учителя. В Лысьвенском театре драмы имени Анатолия Савина идёт подготовка спектакля «Гроза. История одной системы». Это вторая работа режиссёра, доцента, преподавателя актёрского отделения ВГИКа им. С. Герасимова Ксении КУЗНЕЦОВОЙ в нашем театре (первая – «Фантазии Фарятьева»).
В качестве художника она пригласила коллегу: заслуженного художника России, декана художественного факультета вуза, профессора Валерия Архипова. Когда я об этом узнала, сразу припомнила: наш народный художник СССР Геннадий Алексеевич Мясников тоже учился и работал во ВГИКе. При личной встрече с Валерием Валентиновичем решила подарить брошюру, выпущенную к выставке Г. Мясникова. Реакция была неожиданной:
- Пути Господни неисповедимы! Это мой педагог, которого я встретил во ВГИКе, и он стал моим учителем. Человеком, который был для меня больше чем учитель, - очень тепло сказал Валерий.
Конечно, мы стали говорить об этом замечательном человеке и педагоге. Валерий не только сохранил благодарность Учителю на всю жизнь, но и достойно продолжил его дело.
Опозданий не терпел. Валерий Архипов родился 2 октября 1961 года в Потсдаме (Германия). Позднее вместе с семьёй переехал в Москву, где окончил Московское академическое художественное училище, а также Санкт-Петербургское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной. Как и когда появился на его жизненном пути Геннадий Алексеевич Мясников?
- После учёбы в Санкт-Петербурге я поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова, где и произошла моя встреча с Г.А. Мясниковым. И не только с ним, но и с такими мэтрами отечественного кино, как О.С. Кручинина, М.А. Богданов, П.И. Пашкевич, Л.М. Платов, С.А. Алимов и со многими другими, - рассказывает В. Архипов.
В 1993-м он успешно окончил ВГИК. Считает большой честью, что учился у гениального Мастера - Геннадия Алексеевича Мясникова.
По местам детства Мастера. Валерий прежде не слышал о Лысьве и не мог предполагать, что Мастер так прочно связан с этим городом. Мы с Валерием идём по местам детства Геннадия Мясникова.
Вот театр. Мимо этого самого красивого здания в городе мальчик невысокого роста в рубашке-косоворотке проходил часто. В нём всегда жила потребность удержать, запечатлеть на бумаге то, что он видел. В детском альбоме Геннадия Алексеевича сохранилось несколько рисунков театра. В 1930-е в этом здании располагался Дом пионеров. Возможно, Геннадий учился здесь рисованию, ездил на пленэр с кружковцами, делал пейзажные зарисовки.
Мы у школы № 3. В 1934-м Геннадий окончил школу фабрично-заводского обучения - так тогда она именовалась. Её красиво окружают деревья солидного возраста.
«Когда учился в школе, мы, ученики, сажали около неё саженцы. Когда я бываю в Лысьве, всегда поражаюсь бегу времени, глядя на эти деревья, которым уже полвека», - пишет он в 1987 году сотруднику музея В.С. Лямзину.
Именно здесь заметили способности ученика к рисованию и всячески поощряли его склонность к художеству. Мог ли знать лысьвенский учитель, выдавая Геннадию Мясникову свидетельство об окончании школы ФЗО, что его ученик станет профессором ВГИКа, народным художником СССР, лауреатом Государственной премии СССР, кандидатом искусствоведения? А фильмы, над созданием которых он работал, получат самые престижные зарубежные награды: призы Международного Каннского кинофестиваля в 1946 году за картину «Каменный цветок» режиссёра А. Птушко и в 1955-м - за сценическое воплощение в фильме «Герои Шипки» режиссёра С. Васильева?
Человек мощного дарования. После окончания школы начинается новый этап в жизни Г. Мясникова: поступление на декорационно-театральное отделение Пермского художественного училища. Он с увлечением занимается живописью, конструированием декораций, учится создавать художественный образ спектакля.
Мечта работать в кино привела Геннадия в 1938 году на художественный факультет ВГИК имени С. Герасимова. Позже он «заплатит» родному институту 40 годами педагогической деятельности.
- Занимаюсь любимым делом и благодарен судьбе за то, что на моём пути встречались люди увлечённые, настоящие профессионалы и таланты, – говорит Валерий Валентинович. - И Геннадий Алексеевич Мясников занимает в их ряду почётное место. Он был человеком мощного дарования, замечательным педагогом, который внёс большой вклад не только в кинематограф, но и в подготовку художников кино.
Г.А. Мясников проработал в кинематографе более 40 лет. Сотрудничал со многими выдающимися режиссёрами: Александром Довженко, Иваном Пырьевым, Сергеем Юткевичем, Сергеем Бондарчуком, Григорием Александровым, Михаилом Роммом, Эльдаром Рязановым.
- Конечно, я не могу не вспомнить Мясникова в первую очередь как человека, - делится Валерий Валентинович. - Он был аккуратен, элегантен, любил светлые костюмы. Всегда был спокоен, доброжелателен, обладал необыкновенным трудолюбием и повышенным чувством ответственности.
Геннадий Алексеевич приучал нас работать с натурой. Особенно это касалось изображения человеческого тела. Могу сказать, что он обладал огромным педагогическим умением, тактом и терпением. В его замечаниях не было мелочной назидательности - они носили характер живого рассказа и в то же время были удивительно целенаправленны.
Основа мастерства – рисунок, и этой академической дисциплине он научил нас на всю жизнь. Наш курс был последним при жизни Мастера. К сожалению, он не успел довести его до конца...
Самая масштабная коллекция – в Лысьве. Мы с Валерием не спеша идём по городу. Кстати, он ему очень понравился:
- Тихий, уютный, зелёный, и такие доброжелательные люди, - отметил он.
В один из приездов в Лысьву Геннадий Алексеевич посетил музей. Сегодня здесь хранится настоящее сокровище: более сотни произведений нашего знаменитого земляка. Это самая масштабная коллекция. Вдова художника, С.В. Мясникова, по его завещанию передала картины, альбомы, написанные им книги о профессии кинохудожника, эскизы декораций к 13 фильмам. Среди них завораживающий эскиз «Первый бал Наташи Ростовой» к фильму «Война и мир».
Директор музея Ольга КОЖЕВНИКОВА познакомила с коллекцией. Это был самый трогательный момент. Трепетно, с уважением рассматривал наш гость эскизы автора, многие из которых он видел впервые, а так-же архивные документы и издания теоретических трудов художника и педагога Г.А. Мясникова. В. Архипов познакомился с живописными работами Мастера, хранящимися в музее, среди которых пейзажи и окрестности города его детства.
В конце встречи наш гость подарил музею пять томов монументального иллюстрированного издания, выпущенного к 100-летию ВГИКа и 80-летию художественного факультета под редакцией В. Малышева и В. Архипова.
- Примечательно и символично, что празднование 100-летия ВГИКа, где Г.А. Мясников преподавал с 1943 г. и до своей кончины в 1989 г., совпало с его вековым юбилеем, - сказал В. Архипов.
Нина Миронова, лауреат премии им. Г. Занадворных.
Часто ниточки из прошлого тянутся в будущее, переплетаясь в самых неожиданных местах. Это как раз такая история.
Продолжает дело Учителя. В Лысьвенском театре драмы имени Анатолия Савина идёт подготовка спектакля «Гроза. История одной системы». Это вторая работа режиссёра, доцента, преподавателя актёрского отделения ВГИКа им. С. Герасимова Ксении КУЗНЕЦОВОЙ в нашем театре (первая – «Фантазии Фарятьева»).
В качестве художника она пригласила коллегу: заслуженного художника России, декана художественного факультета вуза, профессора Валерия Архипова. Когда я об этом узнала, сразу припомнила: наш народный художник СССР Геннадий Алексеевич Мясников тоже учился и работал во ВГИКе. При личной встрече с Валерием Валентиновичем решила подарить брошюру, выпущенную к выставке Г. Мясникова. Реакция была неожиданной:
- Пути Господни неисповедимы! Это мой педагог, которого я встретил во ВГИКе, и он стал моим учителем. Человеком, который был для меня больше чем учитель, - очень тепло сказал Валерий.
Конечно, мы стали говорить об этом замечательном человеке и педагоге. Валерий не только сохранил благодарность Учителю на всю жизнь, но и достойно продолжил его дело.
Как художник Валерий Валентинович работает в разных стилях: живопись, графика. Его произведения находятся в частных собраниях, собраниях музеев и картинных галерей не только в России, но и в разных странах мира. Персональные выставки в Италии, Германии, Франции, Америке, Иране, Ливане принесли автору широкое международное признание и множество престижных призов и наград. В их числе Гран-при Международной выставки графики в Тригостеле и звание лауреата Международной художественной выставки в городе Сан-Рафаэле. В его творческом багаже более 200 выставок, 6000 картин.
- После учёбы в Санкт-Петербурге я поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова, где и произошла моя встреча с Г.А. Мясниковым. И не только с ним, но и с такими мэтрами отечественного кино, как О.С. Кручинина, М.А. Богданов, П.И. Пашкевич, Л.М. Платов, С.А. Алимов и со многими другими, - рассказывает В. Архипов.
В 1993-м он успешно окончил ВГИК. Считает большой честью, что учился у гениального Мастера - Геннадия Алексеевича Мясникова.
- У каждого, кто соприкасался с ним, оставались на долгие годы и профессиональные, и человеческие воспоминания. Он был сильным художником и прекрасным человеком, - вспоминает Валерий Валентинович. - Всё, что давал студентам, оставалось на долгие годы как бесценный дар. Он был живой легендой института, настоящим наставником - добрым, справедливым, требовательным. Учил упорно идти к намеченной цели. Приходил на занятия чётко по времени. Опозданий и несерьёзного отношения к работе не терпел. Уже 20 лет занимаюсь педагогической деятельностью и понимаю, как это важно.
К сожалению, Геннадий Алексеевич рано ушел из жизни: ему было всего 70 лет... Остались его ученики Г. Абакумов, В. Брагинский, В. Ермолаев, В. Архипов, В. Дрондин, С. Таныгин, Ф. Пастухов, которые работают в разных видах искусства в нашей стране и за рубежом.
Вот театр. Мимо этого самого красивого здания в городе мальчик невысокого роста в рубашке-косоворотке проходил часто. В нём всегда жила потребность удержать, запечатлеть на бумаге то, что он видел. В детском альбоме Геннадия Алексеевича сохранилось несколько рисунков театра. В 1930-е в этом здании располагался Дом пионеров. Возможно, Геннадий учился здесь рисованию, ездил на пленэр с кружковцами, делал пейзажные зарисовки.
Мы у школы № 3. В 1934-м Геннадий окончил школу фабрично-заводского обучения - так тогда она именовалась. Её красиво окружают деревья солидного возраста.
«Когда учился в школе, мы, ученики, сажали около неё саженцы. Когда я бываю в Лысьве, всегда поражаюсь бегу времени, глядя на эти деревья, которым уже полвека», - пишет он в 1987 году сотруднику музея В.С. Лямзину.
Именно здесь заметили способности ученика к рисованию и всячески поощряли его склонность к художеству. Мог ли знать лысьвенский учитель, выдавая Геннадию Мясникову свидетельство об окончании школы ФЗО, что его ученик станет профессором ВГИКа, народным художником СССР, лауреатом Государственной премии СССР, кандидатом искусствоведения? А фильмы, над созданием которых он работал, получат самые престижные зарубежные награды: призы Международного Каннского кинофестиваля в 1946 году за картину «Каменный цветок» режиссёра А. Птушко и в 1955-м - за сценическое воплощение в фильме «Герои Шипки» режиссёра С. Васильева?
Вершина творчества Г. Мясникова - работа над фильмом «Война и мир» режиссёра С. Бондарчука, получившая в 1968 году первую в истории советского игрового кино американскую премию «Оскар» за лучшую работу художника-постановщика.
Мечта работать в кино привела Геннадия в 1938 году на художественный факультет ВГИК имени С. Герасимова. Позже он «заплатит» родному институту 40 годами педагогической деятельности.
- Занимаюсь любимым делом и благодарен судьбе за то, что на моём пути встречались люди увлечённые, настоящие профессионалы и таланты, – говорит Валерий Валентинович. - И Геннадий Алексеевич Мясников занимает в их ряду почётное место. Он был человеком мощного дарования, замечательным педагогом, который внёс большой вклад не только в кинематограф, но и в подготовку художников кино.
Г.А. Мясников проработал в кинематографе более 40 лет. Сотрудничал со многими выдающимися режиссёрами: Александром Довженко, Иваном Пырьевым, Сергеем Юткевичем, Сергеем Бондарчуком, Григорием Александровым, Михаилом Роммом, Эльдаром Рязановым.
- Конечно, я не могу не вспомнить Мясникова в первую очередь как человека, - делится Валерий Валентинович. - Он был аккуратен, элегантен, любил светлые костюмы. Всегда был спокоен, доброжелателен, обладал необыкновенным трудолюбием и повышенным чувством ответственности.
Геннадий Алексеевич приучал нас работать с натурой. Особенно это касалось изображения человеческого тела. Могу сказать, что он обладал огромным педагогическим умением, тактом и терпением. В его замечаниях не было мелочной назидательности - они носили характер живого рассказа и в то же время были удивительно целенаправленны.
Основа мастерства – рисунок, и этой академической дисциплине он научил нас на всю жизнь. Наш курс был последним при жизни Мастера. К сожалению, он не успел довести его до конца...
Геннадий Алексеевич умел дружить. Долгая творческая дружба связывала двух гениальных людей, народных художников, профессоров ВГИКа Геннадия Мясникова и Михаила Богданова. Они начали работать вместе со студенческой скамьи. Два русских кинохудожника совместно создавали грандиозные проекты к многим фильмам. И мы, их ученики, имели счастье наблюдать за этой творческой парой, - продолжает рассказ Валерий Архипов.
- Тихий, уютный, зелёный, и такие доброжелательные люди, - отметил он.
В один из приездов в Лысьву Геннадий Алексеевич посетил музей. Сегодня здесь хранится настоящее сокровище: более сотни произведений нашего знаменитого земляка. Это самая масштабная коллекция. Вдова художника, С.В. Мясникова, по его завещанию передала картины, альбомы, написанные им книги о профессии кинохудожника, эскизы декораций к 13 фильмам. Среди них завораживающий эскиз «Первый бал Наташи Ростовой» к фильму «Война и мир».
Директор музея Ольга КОЖЕВНИКОВА познакомила с коллекцией. Это был самый трогательный момент. Трепетно, с уважением рассматривал наш гость эскизы автора, многие из которых он видел впервые, а так-же архивные документы и издания теоретических трудов художника и педагога Г.А. Мясникова. В. Архипов познакомился с живописными работами Мастера, хранящимися в музее, среди которых пейзажи и окрестности города его детства.
В конце встречи наш гость подарил музею пять томов монументального иллюстрированного издания, выпущенного к 100-летию ВГИКа и 80-летию художественного факультета под редакцией В. Малышева и В. Архипова.
- Примечательно и символично, что празднование 100-летия ВГИКа, где Г.А. Мясников преподавал с 1943 г. и до своей кончины в 1989 г., совпало с его вековым юбилеем, - сказал В. Архипов.
До новых встреч, Валерий Валентинович! Реализации задуманных творческих проектов, новых престижных наград Вам!