Лаборатория документального театра под таким названием прошла недавно в театре драмы имени Анатолия Савина
Этот творческий эксперимент, организованный в рамках проекта Союза театральных деятелей «Театр на прокачку», получился необычным и интересным. У немногих попавших в число его участников была возможность увидеть процесс рождения спектаклей с нулевого этапа. Вот относительно свежие впечатления об этом.
Театр из ничего. Идея куратора проекта Ники Пархомовской состояла в том, чтобы ровно за семь дней силами труппы театра, трёх драматургов и трёх режиссёров написать три разные пьесы о Лысьве и подготовить к показу три полноценных эскиза будущих спектаклей. Вы не ослышались: изначально не было даже текстов. Драматурги Лидия Голованова, Алексей Житковский и Олжас Жанайдаров создавали их здесь и сейчас, с нуля. Тему «город» разделили на три знаковых потока-«места», характерных именно для Лысьвы: село - металлургический завод - театр.
В первых двух случаях выбор пал на старинный Кын и не менее старинное эмальпроизводство. Три творческие команды в составе «актёры-режиссёр-сценарист» складывались сугубо по обоюдному согласию. Три дня ушло на сбор информации по темам. Дружная и большая актёрско-режиссёрско-драматургическая делегация побывала с визитами в селе Кын и на производстве эмальпосуды.
Была собрана вся, какую нашли и до какой дотянулись артисты, историко-краеведческая информация о местах.
«Три дня мы фланировали по разным локациям Лысьвы и около. Были туристами в маленьком уходящем селе Кын (Алексей Иванов предлагает сделать его центром турмаршрутов по Уралу), бродили по цехам эмалевого завода, стыдливо пряча глаза от работников конвейера, изучали историю и пространство самого театра. Идея лаборатории - отказ от заранее выстроенной концепции и прицеливание к репертуару, работа здесь и сейчас. Получилось очень сильно и интересно. Может быть, самая интересная лаборатория «ин май лайф», - написал о проекте сценарист Алексей Житковский. Итогом стали три разных и ярких эскиза, по словам Алексея - «трёхактное путешествие в Лысьву и в себя».
Эскиз «Кын».
Постановочное пространство – планшет большой сцены. Сценарий - Алексей Житковский, режиссёр - Андрей Шляпин, артисты - Анатолий Лепихин, Ева Павлова, Игорь Безматерных, Варвара Утробина, Вадим Пугачёв, Елена Елькина, заслуженная артистка России Клавдия Савина.
«Самое важное для меня как для драматурга в этом проекте было перестать быть драматургом в плане текста. Переполненность мира словами встает поперёк горла. В итоге суть мироздания решили вложить в одно слово и обойтись им. Это слово «Кын», - цитирую всё того же автора. Это действительно почти так. Актёры в эскизе не произносят привычных для зрителя монологов. Только «Кын», говоря его в разных интонациях, напевая на разные мелодии, обыгрывая разными действиями. Правда, в постановке достаточно «засценического» текста: отрывки из книг и рекламных буклетов о достопримечательностях села, газетные публикации, звучащие фоном по ходу действий (с удивлением узнала в одном свою зарисовку о фестивале «Кыновские зори»).
Из декораций – одиноко висящий по центру в световом круге канат. Олицетворение голоса и звука, олицетворение времени. То ли верёвка, ведущая к языку храмового колокола, то ли само время, скрученное в тугую сцепку нитей лет и веков…
Сцена за сценой группа праздных туристов, путешествующих с экскурсоводом по селу, видит и слышит извечное и сиюминутное. Вот гроза и ливень. Вот вечерний лай собак. Вот бабы стирают бельё, а мужики сидят и курят. Современный деревенский праздник гуляет. Медведь-шатун - символ земли пермской - вышел из дремучей пармы пореветь на луну. А вот барки железных караванов обходят на порогах скалы-бойцы, стучат молоты кыновского завода… Удивительно, но и режиссёру, и драматургу удалось считать нужные коды кыновских смыслов. Актёрам хватило единственного слова, чтобы рассказать всю 260-летнюю историю старинного села. Сотканную из нитей-эмоций и переданную актёрской энергетикой в притихший зрительный зал. Очень узнаваемо, а всем лично причастным к ней – очень близко. С нетерпением буду ждать развития сюжета.
Эскиз «Завод».
Постановочное пространство – театральный склад декораций. Драматург - Лидия Голованова, режиссёр - Михаил Тихомиров, артисты - Анжела Себекина, Алёна Кустова, Антон Нистратов, Эдуард Фролов, Александр Мехряков, лысьвенская эмалированная посуда.
Индустриальная опера - так условно назвали получившийся результат создатели эскиза - пишется языком символов и документальных текстов. Связанные мерным стуком и грохотом заводских механизмов (его артисты передавали с помощью предметов эмальпосуды), личные житейские истории одна за другой вписываются в ритм нескончаемой монотонной работы города-завода. Создать эту монотонность помогают зачитываемые актёрами речитативом строки из технологических инструкций. Люди живут словно урывками – между всех этих бесконечным смен, выполнения планов, графиков... «Индустриальная опера» пишется из десятков этюдов, передающих эмоциональное восприятие людьми города и завода. Гудок – страх опоздать в школу и на работу. Заводская труба, куда хочется взобраться маленькой девочке. Завод – трудная работа, усталость, большой монстр, который поглощает людей. Эмалированные кружки и чашки – в каждой армейской столовой. Сползающая с макушки вниз каска, бьющая по носу молодого солдатика.
Сидя в зрительном зале и слушая, эмоционально цепляешься за аналогичные и знакомые с детства символы, пытаешься уловить какую-то главную и именно заводскую суть родного города. Она немного скатывается в излишний трагизм, излишнюю задавленность бытом и тяжёлым трудом. От тягостного чувства не спасает даже цветок, в итоге спектакля-наброска посаженный в эмалированную кастрюлю, – как символ продолжения жизни. Но, конечно, эскиз - это всего лишь быстрый штриховой набросок того, что может стать спектаклем. А потому скажу однозначно: хочется доработки и продолжения истории, её воплощения в полноценный театральный рассказ.
Эскиз «Театр».
Постановочная площадка – камерное пространство театра. Драматург - Олжас Жанайдаров. Режиссёр - Вера Попова. Актёры - заслуженные артисты Наталья и Александр Мироновы, Наталья Крючева, Александра Кожевникова, Галина Зотикова, Алексей Якубенко, Антонина Алатырева.
По словам уже процитированного мною выше драматурга, у этой творческой группы получилась «оттепельная история о зарождающемся чувстве симпатии и о театре». Олжас Жанайдаров, Вера Попова и весь актёрский ансамбль попытались свести воедино, на мой взгляд, несводимое – театральное закулисье, обиходные лысьвенские диалектизмы, намёки на узнаваемые места в городе, детали городского быта - и мощь (даже где-то пафос) «большой» истории, трогательные актёрские, глубоко личные откровения.
Получился контраст высокого и низкого, того, что цепляет и что порой отталкивает. Ставя себя на место зрителя со стороны, скажу: за обилием деталей мне в эскизе не очень открылось (может, нечаянно ускользнуло), в чём суть именно лысьвенского театра. Местами показалось: а может, не надо так – выставлять излишне интимно-чувственное на общий обзор? А в целом Лысьва очень даже прочиталась за всеми этими шаньгами, Каланчой, цитатами из блога «Подслушано. Лысьва», историями про вьетнамцев...
Вполне согласна с обильно цитируемым сегодня Алексеем Житковским: формат театра с нуля, из ничего, «где важен процесс и общая идея, а не финальный результат» – хорошая прокачка творческих способностей. Он очень интересен анатомичностью. Хорошо видно, как устроен и работает театральный механизм: от замысла пьесы до его сценического воплощения. Очень хочется, чтобы все три истории были доработаны, сведены в единый цикл и показаны именно этакой сагой о Лысьве. Но тут уж, как говорится, поживём – увидим…
Марина Решетникова