28 декабря 2017
24 декабря отметил бы свой 100-летний юбилей любимец лысьвенской публики Лев АРБИТМАН. Наш театр всегда был богат на одарённых актёров. Но Лев Абрамович выделялся не только своеобразной внешностью, но и особым даром: был комиком, каких мало. В любом образе был мастером тонкой шутки, шаржа и гротеска. Артист умело лепил не только сатирические и комические характеры своих героев - ему были одинаково подвластны роли, искрящиеся тонким юмором, и роли высокого трагического звучания. Особым признанием таланта служило то, что зритель часто шёл в театр «на Арбитмана».
ПУТЬ В ТЕАТР.
Лев Абрамович прожил в городе полвека, и многие считали его коренным уральцем. Но родился он 24 декабря 1917 года в Умани, неподалёку от Киева, в семье сапожника. Уже с семи лет представлял себя в мечтах только артистом. Насмотревшись немых фильмов, где играли великие комики, в 12 лет сбежал из дома – «устраиваться в кино». До Киева не добрался - вернули. В 1930 году появилась Еврейская автономная область и семья двинулась в Приамурье, где обосновалась на станции Ин. В 1935 году, после окончания школы, Лев Арбитман стал работать наборщиком в местной типографии. Одновременно занимался в драматическом коллективе железнодорожного клуба. Его заметили на областном смотре в роли бухгалтера Шапиро в спектакле «Банкир» Корнейчука. В городе Сковородино Читинской области, куда Арбитман переехал перед войной, он – член культбригады по обслуживанию трудящихся Биробиджанской области. Через год - худрук в ДК железнодорожников. В награду за успехи был послан на учёбу в Ленинград. Практику проходил в Большом драматическом театре. Его педагогами были Гуров и Горский. Учёбу прервала начавшаяся советско-финская война. Но мечта о театре жила в сердце. Случайно узнал о наборе в студию при театре в городе Ишим. Ему понравился небольшой, в акациях и сирени, городок Тюменской области. Это был первый профессиональный театр. Но началась другая война - Великая Отечественная. Он добровольцем отправляется на фронт. Октябрь 1941 года. Ленинград. Блокада. Переправа на Неве. Бой. Ранение. Долгое лечение по госпиталям. Окрепнув, создаёт бригаду для выступления со скетчами и сценками перед тяжелобольными. После демобилизации по инвалидности были театры в Полевском, Серове. Пришёл и успех – роль Шмаги в «Без вины виноватых». Можно было бы остаться, закрепить его... Но по молодости хотелось куда-то ехать, искать «свой» театр. Перебрался в Троицк. Начал работать – театр закрыли. Переехал в Копейск – закрыли. Связался с другом из Перми. Тот посоветовал Лысьву.
«АРБИТМАН ИГРАЕТ?».
С 1949 года Лев Арбитман – лысьвенец. Этот город стал его судьбой. Здесь, в театре, он встретил Надежду Даниловну, возглавлявшую в то время пошивочный цех. Обзавёлся семьёй, вырастил сына и дочь. Этот театр он всегда будет считать «своим». Тут придут становление и зрелость. Здесь сложится творческий почерк актёра, будут сыграны полюбившиеся роли. Около 35 лет на лысьвенской сцене, около 200 образов, и за каждым– поиск характера, творческое осмысление жизни, бессонные ночи и муки творчества. И как награда - народная любовь. Приятно изображать на сцене людей молодых, красивых, благородных. У артистов с таким амплуа всегда много горячих поклонников и поклонниц. А кто полюбит актёра, который большей частью играет немолодых и, уж конечно, некрасивых людей, комических стариков, а иногда и откровенных негодяев? Именно такие роли получал Лев Абрамович Арбитман. И всё же он, бесспорно, являлся любимцем публики. Были привычными звонки в кассу: «Скажите, Арбитман сегодня играет?». Своим ярким искусством он неизменно приносил зрителям много счастливых минут.
МЕЧТЫ О ЛИРЕ.
Творческий диапазон актёра Арбитмана был очень широк. Живости, искреннему подъёму, темпераменту, заразительности, с которыми он играл, поддавались и зрители, и партнёры. Целый ряд работ, в которых он до слёз задевал зрителя, играя незаметных, скромных, но удивительно трогательных людей. Таковы в его исполнении часовщик в «Кремлёвских курантах»,
отец молодого чекиста Сени в постановке «Именем революции», Степан в «Последнем сроке». Лев Абрамович обладал комедийным даром, и часто его герои – милые и весёлые люди. Но когда он играл отрицательных персонажей, тогда оружием смеха боролся с пороками. В их числе - Сверчок («Сады цветут»), Григорий Иванович («Временный жилец»), главарь анархистов в «Оптимистической трагедии». А сколько сыграно сказочных персонажей – царей, королей, стариков,
леших! Были и Карлсон, и даже Баба-Яга. Что бы он ни играл, - всё лихо, сочно! Любимым образом Льва Абрамовича был Аркадий Счастливцев из пьесы А. Островского «Лес». Дорог он был тем, что раскрывал тему актёрской судьбы.
ЧЕЛОВЕК-ПРАЗДНИК.
По мнению самого артиста, признанию, успеху, уважению зрителей он был обязан режиссёрам. Ему посчастливилось работать с большими мастерами. Это С.Б. Рахманов, И.А. Рабичев, Г.А. Яковлев, Б.А. Скоморовский, Г.М. Прыгунова, А.А. Савин. Об успехе образа судят не только зрители и создатели спектакля, но и СМИ. Обычно скупая на похвалы комедийным актёрам театральная пресса, рассказывая
об Арбитмане, была единодушна: «любимец публики», «мастер смеха», «комиков много – Арбитман один…». Зрители действительно шли на спектакль с его участием, точно зная, что их ждёт праздник эмоций. И в повседневной жизни Лев Абрамович был человеком неуёмной энергии, необычайного чувства юмора и огромной душевной теплоты. Большая творческая нагрузка не мешала ему быть в гуще общественной жизни. Коммунист с 1953 года, он неоднократно избирался секретарём парторганизации, был председателем месткома, членом худсовета театра. Человек большой культуры, профессионал с громадным опытом, неистощимым талантом, был наставником молодых актёров, пользовался заслуженным уважением коллег по цеху. Считал своим долгом встречаться со зрителем, был частым гостем на заводах, в кружках художественной самодеятельности. Никогда не отказывался помочь в проведении цеховых вечеров. Бодрым, весёлым, приветливым – таким он останется в памяти знавших его людей. Арбитмана не стало 24 июля 2001 года. Случилось это на 84-м году жизни. Похоронен актёр в Лысьве. Хочется надеяться, что такие артисты, творившие историю театра, создававшие ему доброе имя и славу, не будут забыты.
ПАЛИТРА РОЛЕЙ ЛЬВА АРБИТМАНА:
Шприх («Маскарад» Лермонтова), Создатель («Божественная комедия» Штока), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты»), Шмага («Без вины виноватые») - по пьесам Островского, Жозеф («Гаити» Дюбуа), Эрнандо («Хитроумная влюблённая» Лопе де Вега), Бертолье («Третья голова» Эмэ), Бургомистр («Дракон») и Министр финансов («Тень») по пьесам Шварца, Шамраев («Чайка» Чехова), Спетлайг («Тётка Чарлея» Полякова), князь Пантиашвили («Проделки Ханумы» Цагарели), Щукарь («Поднятая целина» Шолохова). Роли комедийного плана: дед Пасечник («Хрустальный ключ»), Худобаев («Светит, да не греет»), дед Слива («Стряпуха замужем»), дед Максим («Левониха на орбите»), Укропов («Девушка с голубыми глазами»), Денис Бут («Ох уж эти архимеды!»)
Клавдия Савина,
ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РОССИИ.
ПУТЬ В ТЕАТР.
Лев Абрамович прожил в городе полвека, и многие считали его коренным уральцем. Но родился он 24 декабря 1917 года в Умани, неподалёку от Киева, в семье сапожника. Уже с семи лет представлял себя в мечтах только артистом. Насмотревшись немых фильмов, где играли великие комики, в 12 лет сбежал из дома – «устраиваться в кино». До Киева не добрался - вернули. В 1930 году появилась Еврейская автономная область и семья двинулась в Приамурье, где обосновалась на станции Ин. В 1935 году, после окончания школы, Лев Арбитман стал работать наборщиком в местной типографии. Одновременно занимался в драматическом коллективе железнодорожного клуба. Его заметили на областном смотре в роли бухгалтера Шапиро в спектакле «Банкир» Корнейчука. В городе Сковородино Читинской области, куда Арбитман переехал перед войной, он – член культбригады по обслуживанию трудящихся Биробиджанской области. Через год - худрук в ДК железнодорожников. В награду за успехи был послан на учёбу в Ленинград. Практику проходил в Большом драматическом театре. Его педагогами были Гуров и Горский. Учёбу прервала начавшаяся советско-финская война. Но мечта о театре жила в сердце. Случайно узнал о наборе в студию при театре в городе Ишим. Ему понравился небольшой, в акациях и сирени, городок Тюменской области. Это был первый профессиональный театр. Но началась другая война - Великая Отечественная. Он добровольцем отправляется на фронт. Октябрь 1941 года. Ленинград. Блокада. Переправа на Неве. Бой. Ранение. Долгое лечение по госпиталям. Окрепнув, создаёт бригаду для выступления со скетчами и сценками перед тяжелобольными. После демобилизации по инвалидности были театры в Полевском, Серове. Пришёл и успех – роль Шмаги в «Без вины виноватых». Можно было бы остаться, закрепить его... Но по молодости хотелось куда-то ехать, искать «свой» театр. Перебрался в Троицк. Начал работать – театр закрыли. Переехал в Копейск – закрыли. Связался с другом из Перми. Тот посоветовал Лысьву.
«АРБИТМАН ИГРАЕТ?».
С 1949 года Лев Арбитман – лысьвенец. Этот город стал его судьбой. Здесь, в театре, он встретил Надежду Даниловну, возглавлявшую в то время пошивочный цех. Обзавёлся семьёй, вырастил сына и дочь. Этот театр он всегда будет считать «своим». Тут придут становление и зрелость. Здесь сложится творческий почерк актёра, будут сыграны полюбившиеся роли. Около 35 лет на лысьвенской сцене, около 200 образов, и за каждым– поиск характера, творческое осмысление жизни, бессонные ночи и муки творчества. И как награда - народная любовь. Приятно изображать на сцене людей молодых, красивых, благородных. У артистов с таким амплуа всегда много горячих поклонников и поклонниц. А кто полюбит актёра, который большей частью играет немолодых и, уж конечно, некрасивых людей, комических стариков, а иногда и откровенных негодяев? Именно такие роли получал Лев Абрамович Арбитман. И всё же он, бесспорно, являлся любимцем публики. Были привычными звонки в кассу: «Скажите, Арбитман сегодня играет?». Своим ярким искусством он неизменно приносил зрителям много счастливых минут.
МЕЧТЫ О ЛИРЕ.
Творческий диапазон актёра Арбитмана был очень широк. Живости, искреннему подъёму, темпераменту, заразительности, с которыми он играл, поддавались и зрители, и партнёры. Целый ряд работ, в которых он до слёз задевал зрителя, играя незаметных, скромных, но удивительно трогательных людей. Таковы в его исполнении часовщик в «Кремлёвских курантах»,
отец молодого чекиста Сени в постановке «Именем революции», Степан в «Последнем сроке». Лев Абрамович обладал комедийным даром, и часто его герои – милые и весёлые люди. Но когда он играл отрицательных персонажей, тогда оружием смеха боролся с пороками. В их числе - Сверчок («Сады цветут»), Григорий Иванович («Временный жилец»), главарь анархистов в «Оптимистической трагедии». А сколько сыграно сказочных персонажей – царей, королей, стариков,
леших! Были и Карлсон, и даже Баба-Яга. Что бы он ни играл, - всё лихо, сочно! Любимым образом Льва Абрамовича был Аркадий Счастливцев из пьесы А. Островского «Лес». Дорог он был тем, что раскрывал тему актёрской судьбы.
Ему были так близки мысли и переживания героя! Но, как и каждый комедийный актёр, он мечтал о трагической роли – короля Лира из шекспировской трагедии. Однако этой мечте не суждено было осуществиться.
По мнению самого артиста, признанию, успеху, уважению зрителей он был обязан режиссёрам. Ему посчастливилось работать с большими мастерами. Это С.Б. Рахманов, И.А. Рабичев, Г.А. Яковлев, Б.А. Скоморовский, Г.М. Прыгунова, А.А. Савин. Об успехе образа судят не только зрители и создатели спектакля, но и СМИ. Обычно скупая на похвалы комедийным актёрам театральная пресса, рассказывая
об Арбитмане, была единодушна: «любимец публики», «мастер смеха», «комиков много – Арбитман один…». Зрители действительно шли на спектакль с его участием, точно зная, что их ждёт праздник эмоций. И в повседневной жизни Лев Абрамович был человеком неуёмной энергии, необычайного чувства юмора и огромной душевной теплоты. Большая творческая нагрузка не мешала ему быть в гуще общественной жизни. Коммунист с 1953 года, он неоднократно избирался секретарём парторганизации, был председателем месткома, членом худсовета театра. Человек большой культуры, профессионал с громадным опытом, неистощимым талантом, был наставником молодых актёров, пользовался заслуженным уважением коллег по цеху. Считал своим долгом встречаться со зрителем, был частым гостем на заводах, в кружках художественной самодеятельности. Никогда не отказывался помочь в проведении цеховых вечеров. Бодрым, весёлым, приветливым – таким он останется в памяти знавших его людей. Арбитмана не стало 24 июля 2001 года. Случилось это на 84-м году жизни. Похоронен актёр в Лысьве. Хочется надеяться, что такие артисты, творившие историю театра, создававшие ему доброе имя и славу, не будут забыты.
ПАЛИТРА РОЛЕЙ ЛЬВА АРБИТМАНА:
Шприх («Маскарад» Лермонтова), Создатель («Божественная комедия» Штока), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты»), Шмага («Без вины виноватые») - по пьесам Островского, Жозеф («Гаити» Дюбуа), Эрнандо («Хитроумная влюблённая» Лопе де Вега), Бертолье («Третья голова» Эмэ), Бургомистр («Дракон») и Министр финансов («Тень») по пьесам Шварца, Шамраев («Чайка» Чехова), Спетлайг («Тётка Чарлея» Полякова), князь Пантиашвили («Проделки Ханумы» Цагарели), Щукарь («Поднятая целина» Шолохова). Роли комедийного плана: дед Пасечник («Хрустальный ключ»), Худобаев («Светит, да не греет»), дед Слива («Стряпуха замужем»), дед Максим («Левониха на орбите»), Укропов («Девушка с голубыми глазами»), Денис Бут («Ох уж эти архимеды!»)
Клавдия Савина,
ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РОССИИ.