Лаборатории уже давно стали чем-то привычным для российских региональных театров. Но все-таки некоторые из них кардинально отличаются и по формату, и по результату от обычных режиссерских, нацеленных в первую очередь на постановку спектаклей. Редактор ТЕАТРА. Ника Пархомовская рассказывает о двух июньских лабораториях, куратором которых она стала.
Июнь выдался жарким. И речь не только об аномально теплой погоде, охватившей европейскую часть России, но и о количестве театральных событий, превысившем все мыслимые пределы. Фестивали, премьеры, громкие увольнения, бурные дискуссии в социальных сетях. Но для меня все-таки самыми главными стали два давно запланированных проекта, где я выступала не в привычной роли критика или продюсера, а в качестве куратора. Речь о лаборатории документального театра в Лысьвенском театре драмы имени Савина и лаборатории сайт-специфик в рамках Архангельского фестиваля уличных театров. Обе проводились впервые, обе на базе государственных учреждений культуры, обе с участием местных художественных сил, обе длились около недели. Но во всем остальном – главным образом, в принципе и характере работы, – они отличались едва ли не радикально. Об этой разнице интересно поговорить, спустя некоторое время после финальных показов.
«Место действия: Лысьва»
Идея лаборатории документального театра в Лысьве окончательно оформилась у меня во время апрельской поездки на проходивший там фестиваль «Театральная весна». Посмотрев очень разные по стилю и содержанию спектакли, пообщавшись с актерами и зрителями, я поняла, что Лысьва буквально живет театром. А еще заводом: его былой славой и не самым славным настоящим. А еще в Лысьве (и в соседних селах и деревнях) удивительно красивая природа, резко контрастирующая с унылым индустриальным пейзажем. Именно тогда я поняла, что если уж делать здесь лабораторию, то про саму местность, ее особенности и силу. Тогда же стало ясно, что будет здорово соединить в разговоре об этом удивительном городе со своей энергией и обаянием тех, кто здесь родился и вырос, и тех, кто здесь никогда не был. Так возникли имена драматургов из разных регионов – Алексей Житковский из Нижневартовска, Олжас Жанайдаров из Москвы и Лидия Голованова из Петербурга. А в помощь им – режиссеры, для которых Лысьва отнюдь не чужая (Вера Попова теперь здесь главреж, Андрей Шляпин ставит спектакли, а Михаил Тихомиров – лысьвенец в третьем поколении). Но формировать пары и темы заранее не хотелось, поэтому мы решили отложить знакомство с людьми и местом на потом, то есть на дни, когда, собственно, и будет проходить лаборатория.
В июне мы все встретились и первым делом поехали в интереснейшее село Кын, где когда-то располагались строгановские заводы, а нынче процветает разве что спорадический туризм в виде сплавов по не слишком бурной в этих местах реке Чусовой. На следующий день мы всей группой (актеры, дирекция, технические службы, представители цехов, драматурги и режиссеры) облазили театр от подвала до чердака, да еще поговорили про его историю. В третий день оказались в гремящем, пышущем зноем цехе эмалированной посуды, где немного пообщались с работниками (в основном, с работницами), прошли по ходу движения конвейера, сходили в музей и расписали эмалью кружки. Из трех путешествий родились три идеи (индустриальной оперы, театрального сериала и спектакля из одного слова) и три творческих союза, причем никто из драматургов ни о чем заранее с режиссерами не сговаривался: все только по зову души и совпадению с темой/формой. Затем пришлось выбирать свой материал и свою команду актерам, и, что удивительно, они, не сговариваясь, равномерно распределились на три группы. Дальше – три дня репетиций, а потом в субботу 19 июня показы для коллег и публики: один за другим, с небольшими перерывами и обсуждениями.
В итоге недельной лаборатории появились на свет совершенно не похожие по жанру эскизы, которые логичным образом соединились в триптих. Путешествие в Кын вылилось у Алексея Житковского, Андрея Шляпина и примкнувшим к ним актеров в веселую и одновременно печальную деревенскую интермедию из одного лишь слова «кын» и чудовищных в своей пошлости культурных/криминальных новостей, разыгранную прямо на большой сцене театра. Экскурсия на завод материализовалась в выдержанной в едином темпоритме, полной шумов и звуков, сыгранной будто на одном дыхании на тазах и кастрюлях музыкальной фантасмагории Лидии Головановой и Михаила Тихомирова, в которой личное отношение актеров к тяжелому труду в нечеловеческих условиях «читалось» в виде вербатимов. Наконец, история театра срифмовалось у Олжаса Жанайдарова и Веры Поповой с историей города, и в последнем – поэтичном, неторопливом, одновременно смешном и грустном эскизе зрители услышали и личные истории артистов, рассказанные другими артистами, и цитаты из паблика «Подслушано», и даже вымышленный сюжет с приезжей девушкой и местным мачо. Обсуждая увиденное, зрители буквально требовали продолжения, а артисты и другие сотрудники театра говорили о том, что совершенно по-новому посмотрели на свой город, свою работу, свою жизнь. В результате лаборатория оказалась психотерапевтичной и объединяющей, и хочется верить, что раз есть соответствующий запрос, она продолжится, пусть и в какой-то другой форме.
Ника Пархомовская