Лысьвенский театр драмы имени Анатолия Савина когда-то был на слуху, но в последнее время его слава несколько поблекла. Наша корреспондентка Ника Пархомовская – о том, что сейчас происходит в Лысьве.
За три дня мне удалось посмотреть четыре очень разных – и по жанру, и по форме, и по художественным приемам – постановки. Начинался минифестиваль с репертуарного хита «Восемь женщин» Робера Тома, которые здесь называются просто «8» (одну из ролей играет мужчина, звезда труппы Эдуард Фролов). Добротный спектакль для вечера пятницы (по крайней мере, мы смотрели его именно в этот день) с непритязательной сценографией и псевдоусловной игрой нравится зрителям, заставляя их чуть ли не вслух угадывать сюжетные ходы и разгадывать характеры. Пожалуй, мне в постановке актера Михаила Тихомирова не хватило психологической глубины и саспенса, – но и тоскливого чувства, что меня обманывают или безбожно фальшивят, у меня тоже не возникло.
Похожее ощущение вызвал и «Весь Шекспир за один вечер» Алины Гударёвой. Этот кассовый спектакль, представляющий попурри на темы шекспировских пьес в первом действии и разнообразные варианты «Гамлета» – в том числе, разыгранного задом наперед – во втором, особой изысканностью, разумеется, не отличается. Но есть в нем несколько интересных актерских находок, бесконечный мужской стендап (на сцене лишь пятеро мужчин, причем двое из них – сам Вильям и Человек-паук – практически безмолвны), драйв и много игры, которая так заводит лысьвенских зрительниц, что они с радостью выходят на сцену в непривычных для себя амплуа, выкрикивая со своих мест сомнительные реплики и поедая переданные им на хранение куриные крылышки. Получается рискованно и на грани фола, но зато аутентично, почти как в шеспировском «Глобусе».
А вот центральный номер фестивальной программы – «Космос» Алексея Житковского – отличает как раз высокая сценическая культура и фирменный для режиссуры Веры Поповой минимализм. Ее постоянный соавтор, театральный художник Леша Лобанов, разворачивает зал таким образом, что зрители оказываются сидящими не просто на сцене, но на кладбище (и не всем, конечно, нравится в течение часа заменять надгробия и могильные камни), тогда как в технической рубке возникает то учительская, то центр управления полетами. «Космическая» тема, тема инаковости главной героини и тотальной невозможности нашего земного существования звучит в спектакле тем отчетливее, чем сюрреалистичнее кажется «инопланетный» антураж. Тоска по непрожитой жизни и неслучившейся любви приобретает какой-то немыслимый, уже даже не чеховский, но вселенский характер, и после этого полного юмора спектакля хочется выть в голос.
Попова, как истинная ученица Сергея Женовача, не просто делает ясный и точный разбор замечательно остроумного текста Житковского, но и наполняет его Бугульму (читай Лысьву, где сама теперь работает, читай Нижневартовск, где живет драматург, читай вся Россия) предельно точными деталями, начиная от английского с неизбывным русским акцентом (главная героиня «Космоса» во впечатляющем исполнении Варвары Утробиной – учительница английского) до пародийных официальных новостей и фрагментов телешоу. Спектакль оказывается при этом не насмешкой, но исповедью, он полон живой боли и сочувствия к себе и персонажам, и при этом прозрачен, легок и лаконичен. Думается, это не просто большая победа режиссера и всего театра, но и потенциальный участник самых разнообразных фестивалей, не обязательно малых.
В завершении «Театральной весны» нам показали совсем другой спектакль – спектакль большой формы, в котором задействованы вся труппа и все пространство немаленькой сцены, вплоть до технического балкона и колосников. «Визит дамы» Андрея Шляпина – это одновременно и оммаж Брехту, и современная документальная драма, и пародия на нынешние нравы (с их бичеванием), и отчасти даже проповедь. Кажется, режиссер так до конца и не определился, что именно из всего этого ему интересно, и в итоге спектаклю не хватает целостности и, как ни странно, актуальности. Но при этом впечатляет выдержанная в едином стиле внятная актерская игра: тут как будто нет солистов, но есть профессионально работающий, сплоченный хор, в котором у каждого свой голос, рисунок и интонация. Впечатляет и изобретательная сценография, не без цитат из классиков, но яркая и работающая на общий смысл.
Одним словом, театр в Лысьве оставляет прекрасное впечатление. Видно, что он живой, с большим желанием искать и развиваться, с пониманием, что спектакли могут быть очень разными и по эстетике, и по смыслу. Хочется надеяться, что смутные времена позади, и Лысьвенскую драму ждет время больших открытий и продуктивной работы. Все необходимое для этого, в том числе прекрасно оснащенное, «атмосферное» здание с историей и суперпрофессиональная команда, здесь есть. И перемены, произошедшие в последнее время (теперь тут новый директор Евгения Сибирякова и новый главный режиссер Вера Попова) дают надежду на то, что скоро все изменится. Спектакли, показанные в рамках «Пермской Театральной весны», этим надеждам вовсе не противоречат, наоборот, доказывают, что у театра серьезный потенциал и – если все сложится, как задумано – не только славное прошлое, но и большое будущее.