"В Лысьве теперь есть умный, ироничный, тихий и серьёзный спектакль по моей пьесе. Рад, что этот текст поставила Вера Попова: она большой режиссёр. Пусть всё будет!" - такой отклик написал драматург Алексей Житковский к недавней очередной премьере в нашем театре драмы - камерному спектаклю "Космос". Запомните это сочетание - камерный "Космос". Огромное - в малом.
О чём? Автор чётко обозначает в тексте пьесы время действия – где-то 2010 год. То есть даёт понять: здесь будет о нас с вами, о времени, в котором живём. Вот сорока двухлетняя Татьяна - учительница английского из Бугульмы, вдова, чей муж-герой погиб в Чечне в 20-летнем возрасте. Она живёт «как все»: ходит на работу в школу, которую когда-то сама и окончила, вечерами втайне мечтает о Микки Рурке из «9 1/2 недель», воспитывает сына-подростка - рок-музыканта никому не известной группы... Новость, что в родной город приезжает её бывший одноклассник, единственный выживший «мальчик» из всего класса, она вначале воспринимает как-то равнодушно. Ну, подумаешь - лох-очкарик, которого когда-то в школе гнобили все кому не лень. Не впечатляет её и то, что этот лох стал ни много ни мало настоящим космонавтом. А ведь Татьяна когда-то сидела с ним за одной партой. И даже сохранила кусочек карандаша для черчения – щедрый и влюблённый в неё тогда Сергей отломил ей половину чешского «Кохинора» и подарил. Мысль бросить к лешему обрыдлый бугульминский быт, сменить его на яркую и счастливую жизнь с одноклассником-космонавтом возникает в её душе как-то внезапно, исподволь...
Спектакль вырос из эскиза, представленного здесь же, на лысьвенской сцене, на одной из недавних театральных лабораторий по современной драматургии Государственного театра Наций. Режиссёр Вера Попова просто доработала его, сделав ясным, смыслово наполненным, не пере-груженным символами и аллюзиями. Спектакль создан в рамках Федерального проекта «Культура малой родины». С режиссёром-постановщиком и артистами в унисон спели художник-постановщик Лёша Лобанов (г. Москва) и художник по свету Андрей Козлов. Постановка идёт в пространстве малого зала театра час с небольшим. А размышлений после оставляет не на один день...
Как? Вечер... Светится чьё-то дальнее окно... Почти в полной темноте меланхоличный голос диктора радио сообщает, что в родную Бугульму в День космонавтики впервые с момента окончания школы приезжает её выпускник космонавт Сергей Лысов. На малой родине он не был 25 лет...
Сцена-стартёр, заводящая действие, – почти точная цитата момента из фильма «9 1/2 недель», где Джонни просит Элизабет закрыть глаза и кормит её разными вкусностями, а потом просит раздеться... Но это мечта. Плод фантазии. В реальности - тёмная комната, мерцающий монитор телевизора, на неудобной банкетке в неудобной позе сидит окутанная тканью женщина и томным голосом лопочет на английском фразы из пресловутого фильма вслед за героем-мужчиной.
- Мам, ты в порядке? У нас борщ остался? - в комнату грёз внезапно входит молодой парень. Грёзы сыплются карточным домиком. Героиня мечется всполошённой чайкой, цепляя наверняка сброшенные перед этим предметы одежды и возмущённо сыпля англицизмами:
- Щит! Стьюпид! Уат ве хелл, Андрюша?! Какой борщ?! Кого я нарожала?! Они разговаривают, но мать почти не слышит, а точнее, не слушает, что говорит сын. И так на протяжении всего спектакля. Идут ли они на кладбище навестить могилу погибшего отца, а попутно и почти всех Татьяниных одноклассников, сгоревших в лихие 90-е от наркоты и криминала...
Сообщает ли он матери, что идёт в армию, от которой долго «косил»... Герой актёра Антона Нистратова всё время прорывается в глухой эфир маминой нелюбви, невнимания, неслышания, как неопытный скалолаз, отважно пытающийся взобраться на отвесную скалу без всякой поддержки равнодушного инструктора.
Чем? Сценография лаконична. Скупыми штрихами рисуется обычная квартира - стоящие там и сям типовые тумбы, дальние, светящиеся, раздвигающиеся окна на заднике – и учительская, и экран телевизора, с которого вещаются бугульминские новости, в том числе о приезде героя-космонавта. Подсвеченные ступени, поднимающиеся вверх, по которым, как заведённые куклы, всегда в строгом порядке движутся герои – сама Татьяна, её подруга Гуля, сотрудница коммунальной конторы (артистка Наталья Крючева), директор школы Эдуард Владимирович (артист Анатолий Лепихин), учитель физкультуры Гурген Васильевич (артист Алексей Якубенко). Вроде, и говорят они живыми словами, и эмоции-тона на их лицах есть, но уж эти мне монотонные повторяющиеся хождения! Напоминает всеобщую рутину. Навязший в зубах, множащийся стократно «день сурка». Сцены уроков в школе уведены за пределы зала. Зрители просто слышат голос учительницы, диктующей что-то ученикам на сильно русифицированном английском. Не запомнила музыки. Была ли она в спектакле? Впрочем, режиссёр Вера Попова в этой постановке вообще очень скупа на особые средства и спецэффекты. Собственно спецэффектов два. Первый – явление космонавта Сергея Лысова, парящего в невесомости в гротескно-комичном скафандре, пытающегося «пристыковаться» к размечтавшейся однокласснице обломком карандаша «Кохинор», зажатым в руке. Пытающегося и нестыкующегося. Тут и смеёшься, и плачешь одновременно. Как мы порой наивны в своих загнанных в подсознание обытовлённых мечтах! Оттого-то и не стыкуется у нас ничего – ни любовь, ни жизнь, ни счастье... Второй эффект повторяющийся – диалоги с внезапно являющимся умершим мужем. Знакомы с фотоделом периода СССР? Так вот, такие эффекты нужны создателю сюжетной линии, как проявитель для негатива. Тогда по методу контраста возникает объективная картина мира. Почти точная копия действительности – в микромире театра. Вера делает ставку на актёрский внутренний психологизм, на сцепку героев в динамике постановки, на точные движения, действия, жесты. На очень точный свет и цвет. На голоса, на создаваемые словами смыслы. И это, на мой взгляд, работает.
Что дальше? А дальше облом. Зря школа чуть не неделю «стояла на ушах», готовясь к приезду именитого земляка. Зря Таня безжалостно развенчала годами создаваемый образ мужа-героя, обличив его перед подругой, пришедшей на поминки, драчливой сволочью и быдлом. Зря публично, на все-общее обозрение, признаётся Сергею по ТВ в любви. «Я жду тебя!» - прорывается сквозь холодный космос будней вековое, женское. Прорывается и виснет в безвоздушном НИЧТО одиноко сорвавшейся, единственной честной нотой. Всё зря. Сергея срочно вызывают в звёздный городок, и он не приедет. И какое значение уже имеет отчаянно влюблённый в неё учитель Гурген, внезапно признающийся ей в многолетней любви?! Плевать, что на неё смертельно обозлилась лучшая подруга Гуля, посчиташая её признание предательством мужа. До неё пытается докричаться сын, сообщая, что он никакой не балбес, как она считает, и идёт в армию! А мама сидит в освещённой учительской, за стеклом, кивает ему неслышаще и продолжает читать строчки сочинения ученицы Нины. На ломаном «инглише» - дежурные фразы из учебника о семье, о том какая у них в школе прекрасная учительница английского... Татьяна читает и думает: какая ерунда. Всё ерунда и неправда. Ложь. Любви нет нигде и ни у кого. И просто надо как-то дальше во всём этом и со всем этим жить.«Обыкновенная женщина, которая жаждет летать и любить, но в силу жизненных обстоятельств не может себе этого позволить. А когда, наконец, решается - её резко опускают на землю», - так охарактеризовала свою героиню актриса Варвара Утробина. Если вы считаете, что это в какой-то степени про вас, - сходите непременно. Но даже если и не считаете – всё равно сходите. Потому что это всё равно про нас. Про любовь и нелюбовь. Про иногда комично, а чаще грустно. Порой немного прямолинейно, но в общем честно. Про нашу жизнь