28 ноября 2017
Мне посчастливилось прийти в театр в ту пору, когда в нём трудились актёры славного поколения военных лет. Рада, что есть повод вспомнить о них. 7 ноября отметила бы своё 100-летие любимейшая из актрис лысьвенского театра, заслуженная артистка РСФСР Клавдия Ивановна МАРКИНА.
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ.
Для меня она до сих пор некий нравственный камертон. Её страдания и мудрость, простое чувство долга перед театром и людьми… Русская театральная провинция держится именно на таких актрисах. Родилась Клавдия Ивановна 7 ноября 1917 года в деревне Козловке Ворошиловградского района Саратовской области. Её отец прошёл путь от электромонтёра до директора предприятия. Мать – домохозяйка. В детстве Клавдия мечтала стать то геологом, то врачом. Комсомолка-общественница, она активно участвовала в школьном драмкружке. Незадолго до окончания ею школы семью постигло несчастье – умер отец. Клава поступила в Саратовское театральное училище имени И.А. Слонова и окончила его с отличием. 1938 год. Её направляют в Вольский городской театр, где она впервые выходит на подмостки в маленькой роли гимназистки в пьесе К. Тренёва «Любовь Яровая». 1939 год. Она - актриса Ивановского областного театра. Наряду с вводами есть и удачно сыгранные роли: Юзыси в «Тарасе Бульбе» и Фроси в постановке «Корень жизни» И. Штока. Театральная школа приучила молодую актрису самостоятельно работать над ролью на всех этапах. И воспитала в ней понимание: труд актёра – это служение обществу. Всё только начиналось и начиналось хорошо…
ЗДРАВСТВУЙ, ЛЫСЬВА!
Но разразилась война. Все – с оружием или без него - стали солдатами. В этом строю оказалась и Клавдия Маркина. Три с половиной года она работает медсестрой в эвакогоспитале. Там же, не забывая профессию, часто выступает с концертными номерами перед ранеными. 1944 год. В Иваново формируется труппа передвижноготеатра для отъезда на Урал, в город Лысьву. Позвали и её. В этот коллектив вошли опытные актёры М.В. Исаев, Е.М. Кауль, Ф.С. Быстров, М.П. Беликов, М.И. Снежинская и другие. Уже в Лысьве к ним присоединились актёры Молотовского театра миниатюр – А.В. Чужбинин, А.М. Негина. Затем были зачислены В.В. Ростовцев, Л.Н. Анегип, В.В. Андреев-Бурлак, которые в скором времени стали любимцами лысьвенской публики. Ей было у кого учиться. Это была высококлассная театральная команда. Первые же годы работы вновь образованного театра показали: это солидное дело с серьёзным репертуаром. Быт был суров. Актёры первых лет ютились в съёмных комнатах, им не всегда вовремя выплачивалась зарплата, на всех было две гримёрки... Здание театра отапливалось печами, и до появления парового отопления зрители в зале сидели в верхней одежде. Мёрзли и актёры. Лавки в зрительном зале, реплики во время спектакля... Но всё искупали время и желание играть, нести культуру в массы.
СУДЬБОНОСНЫЙ ГОД.
На сцене лысьвенского театра К.И. Маркина появилась в первой же постановке по пьесе Ф. Кнорре «Встреча в темноте» - 7 октября 1944 года в роли учительницы Вари. И с тех пор она ни разу не изменила ни театру, который стал её домом, ни зрителю, который считал её своей. Здесь расцвели её талант и мастерство. Впервые пресса заговорила о ней в 1947-м, когда молодой актрисе доверили роль Любови Яровой в одноимённой пьесе. Газета «Искра» писала: «… Самое волнующее впечатление на нас произвела учительница Любовь Яровая в исполнении артистки К.И. Маркиной… Верная и правильная её игра поддержана всем актёрским ансамблем». Это был серьёзный экзамен в профессию, который она с честью выдержала. В этом же году Клавдия Ивановна вступила в КПСС.Это был поистине судьбоносный год. В труппу театра пришёл актёр-фронтовик Сергей Павлович Хлюпин. Вот как писала «Искра» об их первом партнёрстве на сцене, в спектакле «Дни и ночи»: «…Поэтично, с большим тактом показана история любви Ани и Сабурова. Эта тема придаёт спектаклю жизненность и лиричность». Аню играла К. Маркина, Сабурова – С. Хлюпин. Критик ещё не знал, что молодые актёры на сцене не играли, а переживали начало большого чувства. Жизнь свела их и породнила в светлый момент молодости. Плодом любви стала дочь Татьяна. Выучившись, она останется в Москве.
ДРУГ, ПОМОЩНИК, ЕДИНОМЫШЛЕННИК.
Жизнь театра в те далёкие годы трудна, но интересна. Актёры - частые гости в цехах заводов. Они выезжают с концертными программами в колхозы района и области, творчески помогают кружкам художественной самодеятельности в школах, делают радиопередачи по пьесам. Ежегодно в конце сезона проводятся зрительские конференции, что служит сближению театра и горожан. Клавдия Ивановна жила и творила в то славное время, когда люди интересовались искусством, оно было необходимо им как воздух. Когда для посещения театра шились новые наряды, а премьеры были самой главной новостью в городе. Тогда артисты были уважаемыми людьми, она - самой обожаемой. «На неё» ходили и часто называли просто «наша Маркина». В год 10-летия театра она в первыхрядах мастеров сцены. Из первого эшелона актёров в труппе кроме нее остались М. Беликов и А. Михайлов. Директором становится С.П. Хлюпин. Более двадцати лет при частой смене главных режиссёров на его плечи возлагалось множество проблем помимо финансовых и хозяйственных. Он должен был растить артистов, собирать труппу, подбирать репертуар, направлять развитие театра. И рядом с ним всегда была она – друг, помощник, единомышленник. А.А. Савин написал об этой паре: «Скажу честно – я завидую им. Как можно не завидовать их успехам, их преданности театру и городу, их творческой требовательности к себе и той большой интеллигентности, которая отличает их во всём?!». Надо отдать должное Сергею Павловичу. Он как руководитель театра следил за ростом актрисы и старался подбирать для неё добротный художественный материал. Практически ни одна её роль, будь она главной или эпизодической, не уходит от внимания критика или зрителя-
рецензента. Практически обо всех есть отзывы в газетах. 8 марта 1960 года Указом Президиума Верховного Совета страны К.И. Маркиной было присвоено почётное звание заслуженной артистки РСФСР. Аплодисменты, цветы, признание зрителей сопровождали её всю творческую жизнь. Она была любимицей не только лысьвенского зрителя. Везде, где гастролировал театр, пресса откликалась на её выступления.
АКТРИСА, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ.
Конечно, за, казалось бы, лёгким успехом стоял адский труд. Особенно в первые годы жизни театра, когда не было особых условий для творчества. Дар от Бога сам по себе ничто без упорной работы. Актёрские пот и слёзы публике незримы… За 37 лет служения театру Клавдия Ивановна сыграла более 120 ролей - разных,всегда живых и запоминающихся. Она привносила в образы героинь мудрость
жизни и притягательную правдивость. Какая она актриса – бытовая, характерная, социальная? Вряд ли творчество Маркиной вмещается в привычные рамки амплуа. Это слишком узко для её широкого диапазона. Её человечность и отзывчивость всегда вызывали у коллег заслуженное уважение. А творчество она умело сочетала с общественной работой: была секретарём парторганизации театра, не раз - депутатом горсовета, членом горкома партии. Много лет Клавдия Ивановна - член художественного совета театра, уполномоченный от театра в пермском отделении Всероссийского театрального общества (ВТО). Своим вдохновенным искусством
актриса оказала большое влияние на формирование многих мастеров сцены. Ещё при жизни она стала легендой лысьвенской драмы. Для тех, кто её видел и знал,
она до сих пор живая легенда. Умерла Маркина буквально «на сцене» - во время гастролей по Свердловской области в июне 1982 года. Похоронена в Лысьве. В день похорон мы, молодые актёры, играли «Тётку Чарлея», веселя зрителя. А за кулисами не сдерживали слёз. Тот спектакль мы не забудем никогда…
ЗВЁЗДНЫЕ РОЛИ К.И. МАРКИНОЙ:
Одетта («Гаити»), Любовь («Последние»), Кручинина («Без вины виноватые»),
Ксения Михайловна («Товарищ Ксения»), Корнелия в одноименной пьесе, Елена
Андреевна в «Дяде Ване», Глория Паттерсон («Остров Афродиты»), Филумена
Мартурано в одноименной пьесе, Софья («Зыковы»), комиссар («Оптимистиче-
ская трагедия»), леди Торренс («Орфей спускается в ад»), мамаша Кураж в од-
ноименной пьесе, старуха Анна («Последний срок»), мать («Эпоха, в которой
мы живём»), Волохова («Царь Фёдор Иоаннович»), Судакова («Гнездо глуха-
ря») - последний дуэт с С.П. Хлюпиным, Роза Песочинская («Ретро»).
Клавдия Савина,
ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РФ.
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ.
Для меня она до сих пор некий нравственный камертон. Её страдания и мудрость, простое чувство долга перед театром и людьми… Русская театральная провинция держится именно на таких актрисах. Родилась Клавдия Ивановна 7 ноября 1917 года в деревне Козловке Ворошиловградского района Саратовской области. Её отец прошёл путь от электромонтёра до директора предприятия. Мать – домохозяйка. В детстве Клавдия мечтала стать то геологом, то врачом. Комсомолка-общественница, она активно участвовала в школьном драмкружке. Незадолго до окончания ею школы семью постигло несчастье – умер отец. Клава поступила в Саратовское театральное училище имени И.А. Слонова и окончила его с отличием. 1938 год. Её направляют в Вольский городской театр, где она впервые выходит на подмостки в маленькой роли гимназистки в пьесе К. Тренёва «Любовь Яровая». 1939 год. Она - актриса Ивановского областного театра. Наряду с вводами есть и удачно сыгранные роли: Юзыси в «Тарасе Бульбе» и Фроси в постановке «Корень жизни» И. Штока. Театральная школа приучила молодую актрису самостоятельно работать над ролью на всех этапах. И воспитала в ней понимание: труд актёра – это служение обществу. Всё только начиналось и начиналось хорошо…
ЗДРАВСТВУЙ, ЛЫСЬВА!
Но разразилась война. Все – с оружием или без него - стали солдатами. В этом строю оказалась и Клавдия Маркина. Три с половиной года она работает медсестрой в эвакогоспитале. Там же, не забывая профессию, часто выступает с концертными номерами перед ранеными. 1944 год. В Иваново формируется труппа передвижноготеатра для отъезда на Урал, в город Лысьву. Позвали и её. В этот коллектив вошли опытные актёры М.В. Исаев, Е.М. Кауль, Ф.С. Быстров, М.П. Беликов, М.И. Снежинская и другие. Уже в Лысьве к ним присоединились актёры Молотовского театра миниатюр – А.В. Чужбинин, А.М. Негина. Затем были зачислены В.В. Ростовцев, Л.Н. Анегип, В.В. Андреев-Бурлак, которые в скором времени стали любимцами лысьвенской публики. Ей было у кого учиться. Это была высококлассная театральная команда. Первые же годы работы вновь образованного театра показали: это солидное дело с серьёзным репертуаром. Быт был суров. Актёры первых лет ютились в съёмных комнатах, им не всегда вовремя выплачивалась зарплата, на всех было две гримёрки... Здание театра отапливалось печами, и до появления парового отопления зрители в зале сидели в верхней одежде. Мёрзли и актёры. Лавки в зрительном зале, реплики во время спектакля... Но всё искупали время и желание играть, нести культуру в массы.
СУДЬБОНОСНЫЙ ГОД.
На сцене лысьвенского театра К.И. Маркина появилась в первой же постановке по пьесе Ф. Кнорре «Встреча в темноте» - 7 октября 1944 года в роли учительницы Вари. И с тех пор она ни разу не изменила ни театру, который стал её домом, ни зрителю, который считал её своей. Здесь расцвели её талант и мастерство. Впервые пресса заговорила о ней в 1947-м, когда молодой актрисе доверили роль Любови Яровой в одноимённой пьесе. Газета «Искра» писала: «… Самое волнующее впечатление на нас произвела учительница Любовь Яровая в исполнении артистки К.И. Маркиной… Верная и правильная её игра поддержана всем актёрским ансамблем». Это был серьёзный экзамен в профессию, который она с честью выдержала. В этом же году Клавдия Ивановна вступила в КПСС.Это был поистине судьбоносный год. В труппу театра пришёл актёр-фронтовик Сергей Павлович Хлюпин. Вот как писала «Искра» об их первом партнёрстве на сцене, в спектакле «Дни и ночи»: «…Поэтично, с большим тактом показана история любви Ани и Сабурова. Эта тема придаёт спектаклю жизненность и лиричность». Аню играла К. Маркина, Сабурова – С. Хлюпин. Критик ещё не знал, что молодые актёры на сцене не играли, а переживали начало большого чувства. Жизнь свела их и породнила в светлый момент молодости. Плодом любви стала дочь Татьяна. Выучившись, она останется в Москве.
ДРУГ, ПОМОЩНИК, ЕДИНОМЫШЛЕННИК.
Жизнь театра в те далёкие годы трудна, но интересна. Актёры - частые гости в цехах заводов. Они выезжают с концертными программами в колхозы района и области, творчески помогают кружкам художественной самодеятельности в школах, делают радиопередачи по пьесам. Ежегодно в конце сезона проводятся зрительские конференции, что служит сближению театра и горожан. Клавдия Ивановна жила и творила в то славное время, когда люди интересовались искусством, оно было необходимо им как воздух. Когда для посещения театра шились новые наряды, а премьеры были самой главной новостью в городе. Тогда артисты были уважаемыми людьми, она - самой обожаемой. «На неё» ходили и часто называли просто «наша Маркина». В год 10-летия театра она в первыхрядах мастеров сцены. Из первого эшелона актёров в труппе кроме нее остались М. Беликов и А. Михайлов. Директором становится С.П. Хлюпин. Более двадцати лет при частой смене главных режиссёров на его плечи возлагалось множество проблем помимо финансовых и хозяйственных. Он должен был растить артистов, собирать труппу, подбирать репертуар, направлять развитие театра. И рядом с ним всегда была она – друг, помощник, единомышленник. А.А. Савин написал об этой паре: «Скажу честно – я завидую им. Как можно не завидовать их успехам, их преданности театру и городу, их творческой требовательности к себе и той большой интеллигентности, которая отличает их во всём?!». Надо отдать должное Сергею Павловичу. Он как руководитель театра следил за ростом актрисы и старался подбирать для неё добротный художественный материал. Практически ни одна её роль, будь она главной или эпизодической, не уходит от внимания критика или зрителя-
рецензента. Практически обо всех есть отзывы в газетах. 8 марта 1960 года Указом Президиума Верховного Совета страны К.И. Маркиной было присвоено почётное звание заслуженной артистки РСФСР. Аплодисменты, цветы, признание зрителей сопровождали её всю творческую жизнь. Она была любимицей не только лысьвенского зрителя. Везде, где гастролировал театр, пресса откликалась на её выступления.
АКТРИСА, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ.
Конечно, за, казалось бы, лёгким успехом стоял адский труд. Особенно в первые годы жизни театра, когда не было особых условий для творчества. Дар от Бога сам по себе ничто без упорной работы. Актёрские пот и слёзы публике незримы… За 37 лет служения театру Клавдия Ивановна сыграла более 120 ролей - разных,всегда живых и запоминающихся. Она привносила в образы героинь мудрость
жизни и притягательную правдивость. Какая она актриса – бытовая, характерная, социальная? Вряд ли творчество Маркиной вмещается в привычные рамки амплуа. Это слишком узко для её широкого диапазона. Её человечность и отзывчивость всегда вызывали у коллег заслуженное уважение. А творчество она умело сочетала с общественной работой: была секретарём парторганизации театра, не раз - депутатом горсовета, членом горкома партии. Много лет Клавдия Ивановна - член художественного совета театра, уполномоченный от театра в пермском отделении Всероссийского театрального общества (ВТО). Своим вдохновенным искусством
актриса оказала большое влияние на формирование многих мастеров сцены. Ещё при жизни она стала легендой лысьвенской драмы. Для тех, кто её видел и знал,
она до сих пор живая легенда. Умерла Маркина буквально «на сцене» - во время гастролей по Свердловской области в июне 1982 года. Похоронена в Лысьве. В день похорон мы, молодые актёры, играли «Тётку Чарлея», веселя зрителя. А за кулисами не сдерживали слёз. Тот спектакль мы не забудем никогда…
ЗВЁЗДНЫЕ РОЛИ К.И. МАРКИНОЙ:
Одетта («Гаити»), Любовь («Последние»), Кручинина («Без вины виноватые»),
Ксения Михайловна («Товарищ Ксения»), Корнелия в одноименной пьесе, Елена
Андреевна в «Дяде Ване», Глория Паттерсон («Остров Афродиты»), Филумена
Мартурано в одноименной пьесе, Софья («Зыковы»), комиссар («Оптимистиче-
ская трагедия»), леди Торренс («Орфей спускается в ад»), мамаша Кураж в од-
ноименной пьесе, старуха Анна («Последний срок»), мать («Эпоха, в которой
мы живём»), Волохова («Царь Фёдор Иоаннович»), Судакова («Гнездо глуха-
ря») - последний дуэт с С.П. Хлюпиным, Роза Песочинская («Ретро»).
Клавдия Савина,
ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РФ.