4 августа 2020
В юбилейный день рождения Лысьвы наш театр получил знак «За заслуги перед городом». Это оценка труда многих поколений людей, верой и правдой служивших в нём на протяжении долгих лет его существования. Публикацией об актрисе и ассистенте режиссёра Галине ЗОТИКОВОЙ газета открывает цикл материалов под рубрикой «Театральные имена». Галина Павловна уже 35 лет служит в лысьвенской драме, а 4 августа отметит 55-й день рождения. Это ли не прекрасный повод рассказать о её жизненном и творческом пути?
Театр притянул. Как ассистент режиссёра она приходит на вечерний спектакль одной из первых. Её задачи - принять от заведующего монтировочным цехом сцену, проверить загрузку кулис, удобство всех выходов на сцену для актёров. После установки света - пригласить уборщицу, навести порядок. Она смотрит, явились ли все, кто занят в спектакле, приглашает актёров для вокальной или танцевальной репетиций. Затем, убедившись в готовности всех служб, закрывает занавес.
За 15 минут до начала спектакля её голос звучит во всех гримёрках:
- Дамы и господа! Сегодня такое-то число, спектакль такой-то. Будьте внимательны, даю первый звонок!
Волнующий шум зрительного зала, отсчёт минут до начала спектакля... Наконец, по трансляции она зовёт всех актёров пройти на сцену, и по её команде начинается спектакль.
Галя родилась и выросла в Лысьве. Окончив школу № 11, как и многие лысьвенские мальчишки и девчонки, поступила в электромашиностроительный техникум на техника-технолога, потом по распределению пошла на ЛМЗ. Поступила на вечернее отделение лысьвенского филиала «политеха» и наверняка связала бы жизнь с заводом.
Однако ещё во время учёбы в техникуме девушка попала в театральный коллектив «Красный галстук», которым руководил А.С. Миронов, и всерьёз «заболела» театром. Не пропускала ни одной премьеры, подумывала поступать в Ленинградский театральный институт. Очень не хотелось огорчать маму, которая мечтала, чтобы у дочери была более «основательная» профессия, но, как известно, от судьбы не уйдёшь.
В 1985 году в Лысьву возвратился Анатолий Афанасьевич Савин, и театру потребовался сотрудник на должность заведующего труппой. А.С. Миронов, зная о тайной мечте Галины попасть в театр, порекомендовал её. Она не могла не воспользоваться шансом. Решение приняла сразу и бесповоротно, круто поменяв жизнь.
В ноябре 1985-го Галину Зотикову приняли в штат театра помощником главного режиссёра по труппе. В её обязанности входило составление расписания репетиций и спектаклей, также она была помощником режиссёра по выпуску и эксплуатации постановок.
Профессии ассистента режиссёра, насущно необходимой в театре, увы, нигде не учат. Она передаётся, что называется, из рук в руки, от человека к человеку. Часто эту должность совмещали актёры - для дополнительного заработка. Поэтому и отношение к ней было не очень серьёзным, да и на этом рабочем месте была большая текучка. Не всем по нутру и по силам быть помрежем.
Галина мечта. В молодости все хотят быть актрисами. Галина не исключение. Случай не заставил себя долго ждать. На первых же её гастролях заболела актриса, и молодого помрежа срочно ввели в спектакль «Серебряное копытце» на роль собаки Найды. Дебют прошёл удачно.
В следующем сезоне она получила роль в спектакле «Повесть о юности» по повести Бориса Васильева «Завтра была война»: там она сыграла Веру Сергунову. После десятка небольших ролей не оставляла мечты об актёрстве. И не на подхвате в отсутствии молодёжи, а в основном составе труппы. Снова помог случай.
В 1993 году Анатолий Савин для пополнения труппы молодёжью набрал заочный актёрский курс в Пермском институте искусств и культуры. И Галя использовала шанс получить актёрское образование, став студенткой. Её перевели в творческий состав. С этих пор её основная работа – актриса, а ассистент режиссёра – совместительство. Но тогда ещё не было понимания, что актрис много, а хороший ассистент режиссёра – штучная профессия.
Дело жизни. Но главная профессия, в которой состоялась Галина, – ассистент режиссёра. Об этой уникальной работе мало кто знает, она скрыта от глаз зрителя. В театральной же среде помреж - второй человек после режиссёра, во время репетиции – его правая рука, которая координирует работу всех служб, занятых в подготовке спектакля. И здесь Гале нет равных! От неё зависит, вовремя ли будет готова сцена к репетиции, весь ли реквизит туда попадёт. При хорошем ассистенте за кулисами тишина и порядок, а рабочий процесс идёт как по маслу.
Галине важно, чтобы актёры относились к техническим службам как к помощникам, а не как к прислуге, поэтому у неё всё держится на уважении, доверии и любви. В такой атмосфере всем легко и радостно участвовать в творческом процессе. А уж режиссёру с таким ассистентом работать одно удовольствие!
В период эксплуатации спектакля Галя - главный человек за кулисами, которого слушают все службы. Именно потому она максимально востребована в этом деле, порой в ущерб её актёрскому амплуа... Хозяйка закулисья – так я назвала бы Галину Павловну Зотикову. При этом очень радостно, что она ещё и актриса, её видит зритель - это даёт дополнительную творческую энергию для жизни.
В жизни она состоялась как мама. У неё прекрасный взрослый сын Алексей, который подарил ей внучку Настеньку. Сейчас она счастливая бабушка. Галина - человек большого и отзывчивого сердца, занимается волонтёрством, помогает приюту для бездомных животных. От души желаем ей долгих и счастливых лет, творческих успехов во славу театра, который она любит и которому преданно служит!
Заслуженная артистка РФ Клавдия Савина
Театр притянул. Как ассистент режиссёра она приходит на вечерний спектакль одной из первых. Её задачи - принять от заведующего монтировочным цехом сцену, проверить загрузку кулис, удобство всех выходов на сцену для актёров. После установки света - пригласить уборщицу, навести порядок. Она смотрит, явились ли все, кто занят в спектакле, приглашает актёров для вокальной или танцевальной репетиций. Затем, убедившись в готовности всех служб, закрывает занавес.
За 15 минут до начала спектакля её голос звучит во всех гримёрках:
- Дамы и господа! Сегодня такое-то число, спектакль такой-то. Будьте внимательны, даю первый звонок!
Волнующий шум зрительного зала, отсчёт минут до начала спектакля... Наконец, по трансляции она зовёт всех актёров пройти на сцену, и по её команде начинается спектакль.
Галя родилась и выросла в Лысьве. Окончив школу № 11, как и многие лысьвенские мальчишки и девчонки, поступила в электромашиностроительный техникум на техника-технолога, потом по распределению пошла на ЛМЗ. Поступила на вечернее отделение лысьвенского филиала «политеха» и наверняка связала бы жизнь с заводом.
Однако ещё во время учёбы в техникуме девушка попала в театральный коллектив «Красный галстук», которым руководил А.С. Миронов, и всерьёз «заболела» театром. Не пропускала ни одной премьеры, подумывала поступать в Ленинградский театральный институт. Очень не хотелось огорчать маму, которая мечтала, чтобы у дочери была более «основательная» профессия, но, как известно, от судьбы не уйдёшь.
В 1985 году в Лысьву возвратился Анатолий Афанасьевич Савин, и театру потребовался сотрудник на должность заведующего труппой. А.С. Миронов, зная о тайной мечте Галины попасть в театр, порекомендовал её. Она не могла не воспользоваться шансом. Решение приняла сразу и бесповоротно, круто поменяв жизнь.
В ноябре 1985-го Галину Зотикову приняли в штат театра помощником главного режиссёра по труппе. В её обязанности входило составление расписания репетиций и спектаклей, также она была помощником режиссёра по выпуску и эксплуатации постановок.
Профессии ассистента режиссёра, насущно необходимой в театре, увы, нигде не учат. Она передаётся, что называется, из рук в руки, от человека к человеку. Часто эту должность совмещали актёры - для дополнительного заработка. Поэтому и отношение к ней было не очень серьёзным, да и на этом рабочем месте была большая текучка. Не всем по нутру и по силам быть помрежем.
Работа эта предполагает наличие у человека таких важных качеств, как уравновешенность, ответственность, доброжелательность, абсолютная самодисциплина. Помощник режиссёра должен иметь авторитет в театральной среде, а главное - любить актёров, технический персонал и дело, которому служишь. Настоящими, истинными, прирождёнными помрежами в нашем театре могу назвать Галину Зотикову, Наталью Тихомирову, Наталью Лукоянову, а из молодого поколения - Елизавету Шемелину. Быть хозяйкой закулисья - дело непростое, но очень интересное.
В следующем сезоне она получила роль в спектакле «Повесть о юности» по повести Бориса Васильева «Завтра была война»: там она сыграла Веру Сергунову. После десятка небольших ролей не оставляла мечты об актёрстве. И не на подхвате в отсутствии молодёжи, а в основном составе труппы. Снова помог случай.
В 1993 году Анатолий Савин для пополнения труппы молодёжью набрал заочный актёрский курс в Пермском институте искусств и культуры. И Галя использовала шанс получить актёрское образование, став студенткой. Её перевели в творческий состав. С этих пор её основная работа – актриса, а ассистент режиссёра – совместительство. Но тогда ещё не было понимания, что актрис много, а хороший ассистент режиссёра – штучная профессия.
Как складывалась её актёрская судьба? За 35 лет она сыграла около 50 ролей. Большинство из них - в сказках: Петушок (спектакль «Как Лиса Петушка от страха лечила»), Зелёный Мышонок («Н-дотёпино королевство»), Земляничка («Жук-Жак и его подарки»), Артемон («Приключения в новогоднюю ночь»), Кикимора («Про Елену Прекрасную, Финиста-Ясного Сокола...»). Будучи молодой актрисой, участвовала в спектаклях, где было много танцев: «Клерон», «Мещанин во дворянстве», «Юнона и Авось». Были у неё, на мой взгляд, очень удачные роли: Гришка («На бойком месте»), Маланья («Не всё коту масленица»), Королева в молодёжном спектакле («Звезда над крышей»), Семёрка («Пиковая дама»), Хозяйка («Очень простая история»), Сюзетта («Как-нибудь выкрутимся»), где она продемонстрировала комедийный дар. Сейчас Галина уже актриса другого амплуа, созревшая для возрастных ролей. И в её сегодняшнем актёрском багаже Неля («Алексеев и тени»), Галя Худякова («Чио-Чио-Саня»), Мачеха («Морозко» и «Золушка»), Мама Мари («Сказка о волшебном орехе»), Бабуля («В ожидании его») и Бабушка Дракона в последней новогодней сказке «Сломанное время». Сегодня она репетирует в новой постановке по произведениям А.П. Чехова...
Галине важно, чтобы актёры относились к техническим службам как к помощникам, а не как к прислуге, поэтому у неё всё держится на уважении, доверии и любви. В такой атмосфере всем легко и радостно участвовать в творческом процессе. А уж режиссёру с таким ассистентом работать одно удовольствие!
В период эксплуатации спектакля Галя - главный человек за кулисами, которого слушают все службы. Именно потому она максимально востребована в этом деле, порой в ущерб её актёрскому амплуа... Хозяйка закулисья – так я назвала бы Галину Павловну Зотикову. При этом очень радостно, что она ещё и актриса, её видит зритель - это даёт дополнительную творческую энергию для жизни.
В жизни она состоялась как мама. У неё прекрасный взрослый сын Алексей, который подарил ей внучку Настеньку. Сейчас она счастливая бабушка. Галина - человек большого и отзывчивого сердца, занимается волонтёрством, помогает приюту для бездомных животных. От души желаем ей долгих и счастливых лет, творческих успехов во славу театра, который она любит и которому преданно служит!
Заслуженная артистка РФ Клавдия Савина