22 декабря 2020
Я была в Лысьве три раза, два раза — давным-давно и один — совсем недавно.
И вот что скажу: сюда лучше всего ехать теплым и солнечным осенним днем. Прилетаешь в Пермь ранним рейсом, а дальше — три часа по дорогам Пермского края, через реки Пермского края: Чусовую, Мутную, Шалашную, Усьву и снова через Чусовую.
Чусовая — самая известная Уральская река, самая туристическая, кинематографическая и уж точно самая литературная, воспетая писателями от Мамина-Сибиряка до Виктора Астафьева, Александра Иванова, Владимира Гуркина. Здесь, вдоль петляющей реки, есть и стоянки древних людей, и следы поселков спецпоселенцев, и привалы современных туристов. И когда переезжаешь ее недалеко от Перми, в самой широкой части, в памяти проносятся разные сюжеты, литературные, кино- и театральные, где ты уже слышал: «Чусовая», «Чусовая», «Чусовая».
Но едем мы в Лысьву, где течет река Лысьва. Каждый советский человек, даже такой слегка советский, как я, знал Лысьву благодаря ЛМЗ, Лысьвенскому металлургическому заводу, изготовлявшему в числе прочего эмалированную посуду и плиты, газовые и электрические, под маркой «Лысьва». В XIX веке ЛМЗ назывался Лысьвенским чугуноплавильным и железоделательным заводом князя П. П. Шувалова, а потом его наследников и поставлял железо с фирменным штампом, единорогом, даже во Францию и Великобританию. Историю Лысьвы и ее промышленности можно узнать в городском музее, который находится в симпатичном деревянном доме 1904 года постройки. Там можно увидеть все, что производилось на местных предприятиях: от эмалированной посуды до солдатских касок, которые завод выпускал во время войны.
Но лучшее место в Лысьве — это все же театр. Лысьвенский театр драмы имени Савина находится в одном из самых красивых театральных зданий России. Без портиков и колонн, без классицизма, ампира, барокко, прекрасный театральный дом в кирпичном стиле. В 1903–1907 годах он строился для ремесленного училища. А в 1944 году был передан только что учрежденному театру. Лысьвенская драма — это хороший и важный российский театр, которому в последнее время не слишком везло. Так бывает, особенно когда директор не слишком любит свой театр, а модель управления директорская, и главные режиссеры приходят и уходят, не в силах ничего поменять. В такой ситуации труппе театра остается только ждать перемен. Лысьвенский театр ждал и в этом ожидании все равно не потерял себя — а это уже черта редкого театрального коллектива.
И вот сейчас у лысьвенской драмы новый директор — Евгения Сибирякова, и коллектив театра снова ищет свой путь, своих режиссеров. Но как бы там дальше ни сложилась его судьба, в Лысьву стоит приехать и увидеть этих по-настоящему редких артистов: Александра Миронова, Наталью Миронову, Клавдию Савину, Олега Павлова, Игоря Безматерных, Михаила Тихомирова и других.
Я, например, просто не могу забыть, как Александр Миронов и Наталья Миронова играют в спектакле режиссера Алины Гударевой по, казалось бы, обыкновенной эмигрантской комедии Виктора Шендеровича «Потерпевший Гольдинер». Но они так честны и уязвимы на сцене, так затратно существуют, так держат обстоятельства истории и присваивают каждое написанное слово, что ты готов смотреть и смотреть на этих двух больших артистов.
Оксана Кушляева
И вот что скажу: сюда лучше всего ехать теплым и солнечным осенним днем. Прилетаешь в Пермь ранним рейсом, а дальше — три часа по дорогам Пермского края, через реки Пермского края: Чусовую, Мутную, Шалашную, Усьву и снова через Чусовую.
Чусовая — самая известная Уральская река, самая туристическая, кинематографическая и уж точно самая литературная, воспетая писателями от Мамина-Сибиряка до Виктора Астафьева, Александра Иванова, Владимира Гуркина. Здесь, вдоль петляющей реки, есть и стоянки древних людей, и следы поселков спецпоселенцев, и привалы современных туристов. И когда переезжаешь ее недалеко от Перми, в самой широкой части, в памяти проносятся разные сюжеты, литературные, кино- и театральные, где ты уже слышал: «Чусовая», «Чусовая», «Чусовая».
Но едем мы в Лысьву, где течет река Лысьва. Каждый советский человек, даже такой слегка советский, как я, знал Лысьву благодаря ЛМЗ, Лысьвенскому металлургическому заводу, изготовлявшему в числе прочего эмалированную посуду и плиты, газовые и электрические, под маркой «Лысьва». В XIX веке ЛМЗ назывался Лысьвенским чугуноплавильным и железоделательным заводом князя П. П. Шувалова, а потом его наследников и поставлял железо с фирменным штампом, единорогом, даже во Францию и Великобританию. Историю Лысьвы и ее промышленности можно узнать в городском музее, который находится в симпатичном деревянном доме 1904 года постройки. Там можно увидеть все, что производилось на местных предприятиях: от эмалированной посуды до солдатских касок, которые завод выпускал во время войны.
Но лучшее место в Лысьве — это все же театр. Лысьвенский театр драмы имени Савина находится в одном из самых красивых театральных зданий России. Без портиков и колонн, без классицизма, ампира, барокко, прекрасный театральный дом в кирпичном стиле. В 1903–1907 годах он строился для ремесленного училища. А в 1944 году был передан только что учрежденному театру. Лысьвенская драма — это хороший и важный российский театр, которому в последнее время не слишком везло. Так бывает, особенно когда директор не слишком любит свой театр, а модель управления директорская, и главные режиссеры приходят и уходят, не в силах ничего поменять. В такой ситуации труппе театра остается только ждать перемен. Лысьвенский театр ждал и в этом ожидании все равно не потерял себя — а это уже черта редкого театрального коллектива.
И вот сейчас у лысьвенской драмы новый директор — Евгения Сибирякова, и коллектив театра снова ищет свой путь, своих режиссеров. Но как бы там дальше ни сложилась его судьба, в Лысьву стоит приехать и увидеть этих по-настоящему редких артистов: Александра Миронова, Наталью Миронову, Клавдию Савину, Олега Павлова, Игоря Безматерных, Михаила Тихомирова и других.
Я, например, просто не могу забыть, как Александр Миронов и Наталья Миронова играют в спектакле режиссера Алины Гударевой по, казалось бы, обыкновенной эмигрантской комедии Виктора Шендеровича «Потерпевший Гольдинер». Но они так честны и уязвимы на сцене, так затратно существуют, так держат обстоятельства истории и присваивают каждое написанное слово, что ты готов смотреть и смотреть на этих двух больших артистов.
Оксана Кушляева