2 февраля 2021
ИМ ПО ПРАВУ ГОРДИТСЯ ЛЫСЬВЕНСКАЯ СЦЕНА
ЛЕОНИД АЛЕКСАНДРОВИЧ СЕДОВ БЫЛ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ЯРКИХ АКТЁРОВ СВОЕГО ВРЕМЕНИ. ПРОЖИВ ЖИЗНЬ ДЛИНОЮ В 76 ЛЕТ, БОЛЕЕ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА ПОСВЯТИЛ ЛЫСЬВЕНСКОМУ ДРАМТЕАТРУ. ОН ИЗ ТОЙ ПЛЕЯДЫ ЛЕГЕНДАРНЫХ АРТИСТОВ, КОТОРЫЕ СОСТАВЛЯЮТ СЛАВУ ЛЫСЬВЕНСКОЙ СЦЕНЫ. 19 ЯНВАРЯ ЕМУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 100 ЛЕТ.ИЗ ВОЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ. Седов из поколения довоенных детей. Пережившие большую общую беду, они были добрее, внимательнее, серьёзнее, искреннее друг к другу. Жили трудно, но устремления их были высоки и чисты. Именно таким мне запомнился статный, седовласый, улыбчивый, интеллигентный, с бархатным голосом и большим достоинством актёр.
Родился Леонид Александрович в Лысьвенском заводе Пермской губернии 19 января 1921 года. В довоенной юности занимался в театральном кружке клуба в Октябрьском посёлке. Именно тогда и решил стать актёром. После окончания школы ушёл в армию. Затем началась Великая Отечественная война.
На фронте, в Сталинградском сражении, он получил тяжёлое ранение. Но вернулся в строй и дошёл до Победы. Награждён медалями Жукова, «За оборону Киева», «За победу над Германией». К 40-летию Победы получил орден Отечественной войны II степени.
Честь, достоинство, взаимовыручка для этого поколения - не пустые слова. Как-то дивизия, в которой служил Седов, вела оборонительные бои неподалёку от Киева. Немцы усиленно наседали, угрожая окружением. Вокруг рвались снаряды и мины. Было приказано отходить. Леонид уже поднялся, когда увидел, что рядом тяжело ранило земляка Николая Зыкова. Седов положил его на плащ-палатку и вытащил из зоны огня. Зыков, впоследствии рабочий ЛМЗ, с благодарностью вспоминал этот случай.
После войны Леонид вернулся в Лысьву и решил попробовать себя на профессиональной сцене - в недавно созданном театре. Шёл третий сезон в драматическом. Художественным руководителем на тот момент был А.В. Чужбинин. Он набрал группу одарённой молодёжи, с которой велась студийная работа.
БОЛЕЕ 100 РОЛЕЙ. К 25 годам Седов, бывший фронтовик, был уже вполне зрелым мужчиной. Обладая прекрасными данными и опытом в самодеятельности, вместе с другой молодёжью прямо в театре стал изучать сценическое искусство и в совершенстве овладел актёрским мастерством. Никогда не забывал, сколько волнений пережил, когда впервые вышел на профессиональную сцену в роли Кривого Зоба в спектакле «На дне». За два сезона сыграл ряд ярких ролей, отмеченных прессой и зрителем. Евгения Полякова в статье о спектакле «Как закалялась сталь» писала так: «...Молодой артист Л. Седов хорошо показал спокойного и уверенного большевика Артёма Корчагина. Несмотря на то, что авторами пьесы для этой роли отпущено немного, зритель чувствует в Корчагине-Седове силу и организованность пролетариата». Отмечен он был и в спектаклях «Слава» В. Гусева, «Старые друзья» Л. Малюгина, «Двенадцатая ночь» В. Шекспира, «Любовь Яровая» К. Тренёва. Затем были «Дни и ночи» К. Симонова, «Горячее сердце» А.Н. Островского, «Губернатор провинции» братьев Тур и Л. Шейнина...
После этого Леонид Седов около 10 лет работает в театрах Сталиногорска, Кизела, Кудымкара, Комсомольска-на-Амуре. Вторая встреча со зрителями-земляками состоялась в 1957 году. К тому времени это уже был зрелый актёр с выразительной внешностью героя, прекрасным голосом и отличными манерами. Старые театралы помнят созданные им образы Виктора в «Иркутской истории» В. Розова, Астрова в «Дяде Ване» А. Чехова, Несчастливцева в «Лесе» А. Островского, Арбенина в «Маскараде» Лермонтова и в других спектаклях. Одной из любимых его ролей был Алексей в «Оптимистической трагедии» Вишневского. Всего же в актёрской копилке Седова более 100 ролей.
МАСТЕР СЦЕНЫ. Пройдя суровую школу войны, Леонид Александрович пронёс в творчестве внутреннюю боль за Отечество, которому служил. Жизненность его Рихарда Зорге в спектакле «Пресс-атташе в Токио», политрука Ванина в «Днях и ночах», Шлага в «Семнадцати мгновениях весны» обуславливалась фронтовым опытом. Военная тема, словно осколок, застряла в памяти. Уйти от неё и актёры, и театр не могли очень долго...
Когда я пришла в Лысьвенский театр молодой актрисой, там была мощная группа артистов старшего поколения с высокой исполнительской культурой, особым вкусом и огромной потребностью именно творить. Это были настоящие легенды, мастера сцены.
Я застала последние годы творчества актёра Седова. Самоотдаче в профессии у Леонида Александровича можно было поучиться. Какую бы роль он ни играл, всегда стремился к внутреннему перевоплощению, собранности, вере в предлагаемые обстоятельства. У него был особый актёрский ритуал служения зрителю. Его роли были глубоки, цельны, психологически точны и всегда находили отклик в зале.
Достаточно вспомнить образы последних лет. Вот Борис Годунов (спектакль «Царь Фёдор Иоаннович»). Боярин Годунов – умный и тонкий политик, проницательный стратег в игре за власть. «С большой убедительностью, артистично, даже изящно играет Бориса Л.А. Седов. От начала спектакля до финала его герой ни на йоту не сфальшивил, не изменил стремлению утвердиться в роли правителя Московии», - пишет в газете «Искра» О. Коновалова.
Затем был «Ревизор» Гоголя. Ярким, заметным получился его городничий. А роль Вадима Петровича в «Дачном романе» в партнёрстве с заслуженной артиской РСФСР К.И. Маркиной была наполнена мягким юмором и добротой. У Седова была колоритная и выразительная внешность: хороший рост, крепкая фигура, яркая седина и необыкновенный по красоте бархатный голос. Такую индивидуальность трудно изменить в угоду роли. Леонид Александрович умел очень органично наполнить собой создаваемый образ, при этом играя свободно. Минимум грима – он был всегда узнаваем. И в то же время красноречие позы и жеста без суетливой наигранности.
НАРОДНЫЙ ТЕАТР. Имея большой творческий опыт, Леонид Седов восемь лет руководил народным театром ДК ЛМЗ (в 1972 году за спектакль «Разгром» ему было присвоено звание «народный»). Для самодеятельной драмы поставил спектакли «Платон Кречет», «Красные дьяволята», «Оптимистическая трагедия», «Поднятая целина», «Семья Журбиных», «Сталевары». Этому коллективу Леонид Александрович отдал немало сил, энергии и вдохновения.
В 60 лет он ушёл со сцены ещё полным сил - таково было его решение. Часто заходил в театр, дышал воздухом кулис, по-доброму общался с коллегами. Как сейчас понимаю, потихоньку «отпускал» связь с тем делом, которому по-святил жизнь. Театр притягивает долго, и вот так уйти со сцены – поступок. А Леонид Александрович всегда и во всём был человеком поступка.
Без взаимной влюблённости, без волнения в вечер спектакля, без трепета ожидания встреч нет счастья ни зрителям, ни театру, ни актёру. Леонид Александрович Седов никогда не был обделён этим счастьем. И им по праву гордится лысьвенская сцена. Нам есть на кого оглядываться, равняться и кого с благодарностью вспоминать...
КЛАВДИЯ САВИНА, заслуженная артистка России, лауреат премии имени А. Зануцци.