31 марта 2018
Для режиссёра Алексея Тишуры «Забор» - пожалуй, первая остросоциальная и одновременно философская постановка. И на самом деле не имеет никакого значения, что пьеса переводная, что персонажи живут где-то в глухой канадской глубинке, что на сцене присутствует канадская и американская символика, а музыка «за кадром» тоже звучит «ихняя». Тематика-то вневременная и вненациональная!
О чём, собственно, пьеса? О глухоте нашей. О боязни выглядеть смешными даже
в общении с самыми близкими. О чудовищном отчуждении друг от друга, хоть
и живёшь с человеком под одной крышей. Что говорить про ситуацию, когда отец с сыном не виделись 13 лет? Общий язык давно потерян. Сначала – просто «диалог глухих». И говорится совсем не о том, что душу волнует, что сердце томит. О чём угодно, только не о самом главном. А главное – новое обретение себя и друг друга. Быть ли ему? – вот главный вопрос пьесы.
Тишура раскрыл внутренний потенциал Вадима Пугачёва – это очевидно. Разноплановый талантливейший актёр, которому по силам любые роли. Здесь он – Гарри, какой-то по-чеховски недотёпистый, чудаковатый, ершистый, с кучей комплексов, несмотря на свои 52 года (по роли), социальный неудачник, вынужденный перебиваться случайными заработками. А тут взрослый сын свалился как снег на голову.
Сын (Андрей Косарев) – тот ещё «фрукт». Кривое зеркало папы, которого он, впрочем, так называет только перед самым отъездом. Тоже нескладный, тоже задиристый, тоже скучающий по элементарной родительской ласке и любви, но вслух боящийся «обнажиться».
В спектакле велика роль пауз и молчания. Нет, они длятся ровно столько, сколько
режиссёром и задумано. Но как замирает и зрительный зал в эти миги! Про такие эпизоды и говорят – «муху слышно». Пробирает потому что. До мурашек.
Юмор в пьесе – тот самый, что знаком по нашим классикам – Гоголю, Достоевскому, Салтыкову-Щедрину, Чехову. Учёные называют его амбивалентным, а по-русски – смехом сквозь слёзы. С лёгкой абсурдинкой. Что-то в поведении героя Вадима Пугачёва напоминает и шукшинских «чудиков», и героев устных рассказов Михаила Евдокимова. Всё ведь человек «сечёт», всё понимает, но зачем-то под дурачка «косит». То ли натура такая, то ли маска –трудно разобрать.
Ещё одно открытие – Ольга Бебина. Человек для лысьвенского театра сравнительно новый, и здесь – первая впечатляющая её роль. Справилась - не то слово. Показала себя серьёзной драматической актрисой. У её героини, Джин, - своя трагедия в прошлом (самоубийство первого мужа). И в Гарри она видит массу недостатков, но они тянутся друг к другу, притягиваются. И это желанное для ушей каждой женщины «люблю тебя» всё-таки звучит в финале, хоть Гарри и начинает потом тушеваться. Главное, слава богу, сказано. И прощание с сыном выходи по-настоящему отцовским. И взгляд у него другим становится – гордым, счастливым.
...Два часа пролетают незаметно. А потом пьеса ещё долго не отпускает. Что ж, значит, в очередной раз премьера стала событием. Всех с ней!
ПАВЕЛ МАЛОФЕЕВ, зритель.
О чём, собственно, пьеса? О глухоте нашей. О боязни выглядеть смешными даже
в общении с самыми близкими. О чудовищном отчуждении друг от друга, хоть
и живёшь с человеком под одной крышей. Что говорить про ситуацию, когда отец с сыном не виделись 13 лет? Общий язык давно потерян. Сначала – просто «диалог глухих». И говорится совсем не о том, что душу волнует, что сердце томит. О чём угодно, только не о самом главном. А главное – новое обретение себя и друг друга. Быть ли ему? – вот главный вопрос пьесы.
Тишура раскрыл внутренний потенциал Вадима Пугачёва – это очевидно. Разноплановый талантливейший актёр, которому по силам любые роли. Здесь он – Гарри, какой-то по-чеховски недотёпистый, чудаковатый, ершистый, с кучей комплексов, несмотря на свои 52 года (по роли), социальный неудачник, вынужденный перебиваться случайными заработками. А тут взрослый сын свалился как снег на голову.
Сын (Андрей Косарев) – тот ещё «фрукт». Кривое зеркало папы, которого он, впрочем, так называет только перед самым отъездом. Тоже нескладный, тоже задиристый, тоже скучающий по элементарной родительской ласке и любви, но вслух боящийся «обнажиться».
В спектакле велика роль пауз и молчания. Нет, они длятся ровно столько, сколько
режиссёром и задумано. Но как замирает и зрительный зал в эти миги! Про такие эпизоды и говорят – «муху слышно». Пробирает потому что. До мурашек.
Юмор в пьесе – тот самый, что знаком по нашим классикам – Гоголю, Достоевскому, Салтыкову-Щедрину, Чехову. Учёные называют его амбивалентным, а по-русски – смехом сквозь слёзы. С лёгкой абсурдинкой. Что-то в поведении героя Вадима Пугачёва напоминает и шукшинских «чудиков», и героев устных рассказов Михаила Евдокимова. Всё ведь человек «сечёт», всё понимает, но зачем-то под дурачка «косит». То ли натура такая, то ли маска –трудно разобрать.
Ещё одно открытие – Ольга Бебина. Человек для лысьвенского театра сравнительно новый, и здесь – первая впечатляющая её роль. Справилась - не то слово. Показала себя серьёзной драматической актрисой. У её героини, Джин, - своя трагедия в прошлом (самоубийство первого мужа). И в Гарри она видит массу недостатков, но они тянутся друг к другу, притягиваются. И это желанное для ушей каждой женщины «люблю тебя» всё-таки звучит в финале, хоть Гарри и начинает потом тушеваться. Главное, слава богу, сказано. И прощание с сыном выходи по-настоящему отцовским. И взгляд у него другим становится – гордым, счастливым.
...Два часа пролетают незаметно. А потом пьеса ещё долго не отпускает. Что ж, значит, в очередной раз премьера стала событием. Всех с ней!
ПАВЕЛ МАЛОФЕЕВ, зритель.