В бурном потоке больших и малых театральных событий как-то скромно прошла премьера спектакля «Солнечная линия» в постановке молодого питерского режиссёра Дениса Хусниярова. Спектакль камерный, в нём заняты два актёра – заслуженные артисты РФ Клавдия Савина и Александр Миронов.«Всегда нужно искать то, что нас объединяет. Ведь разобщающего много: разные вкусы, воспитание, вера, цвет кожи...»
СТАРО КАК МИР. Фабула постановки по пьесе известного драматурга Ивана Вырыпаева стара как мир – прожившие друг с другом достаточно долго супруги зашли в тупик, назрел семейный кризис. Зритель застаёт их в период крупной домашней размолвки.
Лаконичны сценография и художественное оформление спектакля: световой линией обозначены границы пространства комнаты, по ходу пьесы в центре задника иногда появляется световой круг, состоящий из тёмных и светлых полос, а с краёв сцены навстречу друг другу периодически устремляются два разных световых луча. И они-то сходятся, то расходятся, то делят сценическое пространство напополам той самой солнечной линией. Всё как в жизненной ситуации, которую разыгрывают два замечательных заслуженных артиста - Клавдия Савина (Барбара) и Александр Миронов (Вернер): вместе невозможно и врозь никак.
Сами герои сидят по разные стороны сцены в одинаковых красных креслах. Ещё бы не в одинаковых, ведь они одна семья! Оба стильные, вполне состоявшиеся, зрелые и свободные люди, о чём говорят их непринуждённая манера вести диалог, стильная современная одежда. На ней синеголубой верх и красный низ (обувь), на нём - красный верх (свитер) и синий низ (брюки и ботинки). Столь простым и точным решением художник по костюмам обозначил их «похожую несхожесть» и «разобщённую общность». У них вообще-то всё общее, но это общее так по-разному расположено и устроено! Где уж тут понять друг друга…
ТАКАЯ ВОТ «ХРЕНЬ»... Вообще же спектакль выстроен вокруг наполненного психологизмом текста. Оно и понятно: излюбленные вырыпаевские «фишки» – много текста, много копания в душе, много словесных игр в психологию.И, собственно, весь спектакль - наблюдение за динамикой развития супружеской ссоры.
Затянувшиеся почти до пяти утра крики, переходящие в откровенную ругань и оскорбления, бесчисленные попытки сгладить ситуацию или расстаться, желание быть понятым без единой попытки понять самому... Здесь есть всё: и раздел имущества, и диалоги о сексе, и почти драка. Но всё это у героев Миронова и Савиной получается не комично и грубовато, как прописано у автора пьесы, а интеллигентно, изящно, с мягкой динамикой перебрасывания «яблока раздора» то в одну, то в другую сторону.
- Ты виноват. - И ты виновата! - Я прав. - Нет, это я права… - Ты меня не слышишь! - Это ты слышишь только себя!
Герои постановки словно играют в старинную японскую игру го, смысл которой – завоевать побольше территории и «фишек» соперника. В один прекрасный момент изрядно уставшая Барбара восклицает в сердцах: «Зачем мы несём всю эту хрень, Вернер?». И он отвечает простейшей, но очень точной фразой: «Чтобы хоть как-то жить…». А разве не такие вот бытовые ситуации, одновременно банальные и неординарные, типичные и в то же время из ряда вон, и составляют, собственно, нашу повседневность?
«АБСОЛЮТНОЕ НЕПОНИМАНИЕ ВСЕГО». У супругов в итоге остаётся возможность обрести гармонию на разделяющей их полосе света – «солнечной линии». Но перейти эту линию для каждого из них – значит изменить себе, личной индивидуальности. А приблизиться к ней – пожертвовать частью себя ради другого. Мы ведь все такие самодостаточные, такие самые-самые! Но семья существует только там, где есть равновесие. Вот и раскачивается в его поиске «абсолютное непонимание всего» - фраза, коей определил их взаимоотношения один из супругов.
Барбара и Вернер в ускоренном темпе проигрывают типичную ситуацию, в большей или меньшей степени знакомую каждому зрителю. Но главное открытие всё же заключается в другом. Оказывается, ступить на солнечную линию на деле не так уж и сложно: ей всего лишь нужно услышать от него, что она сокровище. А ему – пригласить её на танец, пусть и от имени другого…
А ВОЗРАСТ ТУТ ПРИ ЧЁМ? «К сожалению, спектакль не понравился. Ни игра актёров, ни сценография не смогли исправить положение. Не лучшая пьеса не лучшего автора. Смысл понятен, язык незамысловат. Попытка передвинуть возрастные рамки персонажей с 40 до 60+ выглядела, мягко говоря, неуместно… Молодой «прогрессивный» автор, помноженный на молодого «ломающего рамки» режиссёра, дали оригинальное, но несъедобное произведение», - в группе театра в одной из соцсетей размещён единственный зрительский отклик.
Думаю, спектакль заслуживает и иной точки зрения. У режиссёра-постановщика, актёров, художника-постановщика Елены Сорочайкиной, художника по свету Игоря Фомина и музыкального оформителя Анны Дунаевой в итоге вышла вполне точная, близкая к замыслу автора работа. В спектакле сыграла каждая нота – световое обозначение границ пространства, те самые разделяющие супругов условные «солнечные» линии, чередующие друг друга по цвету детали одежды в костюмах, музыкальные акценты в моменты перехода от одной психологической ситуации к другой...
Оппонируя автору комментария, скажу следующее. Автор пьесы Иван Вырыпаев уже не так чтоб и сильно молод. И уж если он как драматург с мировым именем уважаемому зрителю негож, то я не знаю, кто тогда и хорош. Да, текст пьесы, на первый взгляд, кажется несколько надуманным. Но у Вырыпаева вообще всегда всё так. Текст может быть условен. Автор рисует не типажи, не социальные портреты людей, а транслирует психологические ситуации. И предлагает пути их решения. Его пьесы в большинстве - своего рода театральная психотерапия. И в данном случае возраст героев не такой уж ключевой игровой момент, мешающий восприятию постановки в верном ключе. Нет абсолютно «верных ключей». Автор устами героев предлагает разные пути решения семейной драмы. Приличный сценический стаж и велико количество серьёзных постановок, отмеченных самыми высокими наградами, и у нашего бывшего земляка, уроженца Перми Дениса Хусниярова. Да и стиль его режиссуры трудно назвать ломающим какие-либо стереотипы – это классический подход к выстраиванию мизансцен, хорошая динамика сценического движения и ставка на речевую эмоциональную актёрскую составляющую.
В общем, перед нами старый добрый психологический театр. Не говоря уже о том, насколько мягко и хорошо Денис адаптировал к игровой ситуации именно в лысьвенском варианте текст: у Вырыпаева многовато обсценной лексики, которая легко заменяется более мягкими для «благовоспитанного» уха, но не менее эмоциональными выражениями.
2:2 В ПОЛЬЗУ ЛЮБВИ. Я не то чтобы бросаюсь на защиту спектакля, почитая себя истиной в последней инстанции. Отнюдь. Просто вот так мне увиделось и прочиталось то, что хотел донести автор и на чём сделал акценты режиссёр. А возрастные рамки артистов за редким исключением (когда они заводят речь о ребёнке) опять же на мой вкус не играют особой роли. Скажете, что супруги возраста 60+ никогда не ссорятся? Не стала бы утверждать этого, зная примеры из обыденной жизни… Пьеса с успехом идёт на российской сцене и за рубежом уже семь лет. Сам Иван Вырыпаев на премьерной читке текста на фестивале «Любимовка» в 2015 году сказал очень хорошие и точные слова:
- Это риторический вопрос – мириться супругам или нет. Разделяясь, мы просто не выживем. В жизни миллионы условий, разобщающих людей: разные вкусы, воспитание, вера, цвет кожи, жизненные позиции... Но у нас нет иного места для жизни, кроме этой планеты. И поэтому всегда нужно искать то, что нас объединяет. А объединяет то, что мы живы, мы вместе. Это и есть жизнь. И нужно больше познавать её ещё и внутри нас. И знакомить с ней того человека, с которым живёшь. Это спектакль не о Барбаре и Вернере - он о том, что решать конфликты, ничем особо не жертвуя, вполне возможно. Просто всё надо решать в пользу любви.
Мне кажется, у труппы лысьвенского театра и у молодого режиссёра Дениса Хусниярова всё вполне в таком ключе и получилось. Автор, наверное, был бы доволен…
Марина Решетникова
Фото - Андрей Гороховцев