Со служебного входа.
Никто, вероятно, не станет оспаривать утверждение: актёр – главный человек в театре. Но если кто-то попытается убедить вас, что без режиссёра, художника, парикмахера, монтировщика, осветителя, словом, без специалистов других профессий театр существовать не сможет, то и ему вряд ли кто возразит. В том-то и состоит своеобразие искусства театра: это сплав коллективных усилий. Немыслим театр не только без вклада актёров и режиссёров, но и без ручного штучного труда столяров, бутафоров, портных, о ком зритель узнаёт лишь по сухому перечислению имён на последней странице программки.
Сегодня приглашаю читателей в театр со служебного входа: за кулисы, в цехи, в кабинеты, чтобы познакомить с теми, кого вы не видите на сцене. Уверяю вас, они тоже заслуживают аплодисментов!
Но сначала начнём спектакль. Как говорил великий Станиславский, театр начинается с вешалки. Заглянем в гардероб. Сегодня гардеробщицами, контролёрами-билетёрами и дежурными по залу работают волонтёры: молодые красивые ребята встречают приветливыми улыбками, радуясь наплыву зрителей. Следят за тем, чтобы вы нашли свои места и удобно расположились в зале. А после спектакля, провожая публику, по выражениям лиц, по обрывкам фраз пытаются понять, понравилась ли вам постановка.
Спектакль начинается, а они - домой.
Встретив последнего зрителя, контролёр-билетёр пойдёт отчитываться к начальнику отдела продаж и организации зрителя Ирине Евгеньевне Сапуновой.
Та сравнит количество пришедших с количеством проданных билетов, просмотрит план заполняемости зала на последующие дни. Обзвонив уполномоченных по распространению билетов Л.А. Кузякову и С.И. Микрюкову, обсудит с ними названия спектаклей, пользующихся наибольшим спросом зрителей, чтобы учесть это при составлении афиши на следующий месяц вместе с заведующей труппой Натальей Робертовной Тихомировой. Важно для неё и мнение Зинаиды Степановны Машкауцан, которая более 30 лет возглавляла этот отдел, а сейчас работает билетным кассиром.
Пустеет шумное фойе. По команде администратора Анжелики Шумовой ассистент режиссёра - Галина Зотикова, Елизавета Шемелина или Антонина Алатырева - даёт третий звонок, проверяет готовность всех служб, приглашает актёров на сцену. Бесшумно прикрываются двери в зрительный зал, и спектакль начинается...
Но вернёмся на час назад. В то время как работники одних цехов торопятся на службу к началу спектакля, другие заканчивают работу и спешат домой. Сначала проводим тех, кто с утра трудился над созданием новой постановки. Провожают и встречают всех дежурные - приветливые женщины Т. В. Голяшева и Е. В. Бельтюкова. Они примут ключи, запишут в журнал просьбы, пожелают уходящим доброго пути.
Елена Вячеславовна ходит на работу каждый день - по совместительству она ещё и заведующая хозяйством. Через её руки проходит всё, что приобретается для постановок и для деятельности служб. Она выдаёт материал для пошива костюмов, гвозди для работы столяра, клей и краски для художников. Следит, чтобы у всех было всё необходимое для работы. В её подчинении уборщицы и дворник, и с неё спрашивают за чистоту в театре.
Обсуждая прошедший день.
Поздно вечером дежурных сменяют ночные дежурные, Ю.Н. Бельтюков и А.А. Перминов. Именно они будут желать доброй ночи всем уходящим после спектакля. Уйдёт домой и водитель Виктор Дмитриевич Третьяков, если не будет надобности встречать в Перми критиков, режиссёров или художников, прилетевших из Москвы или Санкт-Петербурга.
Тихо стало и в пошивочном цехе. Убраны рабочие места. На столе эскизы будущих костюмов и стопка ещё не раскроенного материала. Заведующая пошивочной мастерской Елена Дышлевская вместе с закройщиком Галиной Булдаковой и швеями Натальей Пирожковой и Татьяной Челпановой обсуждают крой нового платья, решают, кого из актёров пригласить на примерку, уточняют сроки пошива и выпуска спектакля. К ним заглядывает Ольга Сизова, швея по пошиву одежды сцены и мягкой декорации, которая сейчас возглавляет профсоюзную организацию театра: спешит сообщить какую-то новость.
Закончился день и для художественной мастерской. К художникам-декораторам Вере Киселёвой и Анастасии Годуновой зашла главный художник Ольга Вологина: посмотреть роспись декорации, которой они занимались весь день, и с новыми идеями по поводу бутафории к спектаклю. Ольга Владимировна возвращается в свой кабинет: она ещё долго будет обдумывать замысел постановки, сидя за компьютером или макетом.
Пустеет и самое посещаемое помещение за день – отдел по развитию театра. Начальник отдела Виктория Шмакова и контент-менеджер Екатерина Шадрина, выключая компьютеры, живо обсуждают прошедший день. Это они следят за новостной лентой на сайте театра.
Всё, чем дышит театр.
К директору театра Евгении Сибиряковой с последними приказами на подпись заходит ведущий специалист по кадрам Ирина Булатова. Зам. директора по техническим вопросам Владимир Викторович Оборин, уходя, напоминает, что утром едет на базу за материалом. Евгения Романовна спешит в зал к на-чалу спектакля. После дневных забот она отсматривает весь репертуар, который будет показан на «Театральной весне», решая, нужны ли ещё репетиции.
В круг её интересов и забот входит всё, чем дышит театр. В отсутствие главного режиссёра она решает вопросы и на ближайшее будущее: репертуарный план до конца года, план работы коллектива летом, подготовка поездки на фестиваль театров малых городов, выпуск очередной премьеры и закрытие сезона, которое должно стать праздником для всех театралов.
Одним из последних уходит зав. столярной мастерской, мастер, чьими руками делается вся декорация на сцене, - Никита Долгих. Вместе с зав. художественно-постановочной частью Андреем Шемелиным они просматривают чертежи, обсуждают систему крепления, наличие материалов и сроки выпуска очередной премьеры.
А в это время уже начинают приходить мастера служб, непосредственно занятых в вечернем спектакле.
Декорации, свет, реквизит...
Одними из первых по-являются работники монтировочного цеха. Зав. цехом Сергей Николаевич Сазонов (он уже четверть века в нашем театре) даёт чёткие указания при установке декорации. Машинисты сцены Александр Сюткин и Денис Дьяков быстро и слаженно монтируют её. Если декорация сложная, работать приходится с самого утра.
Затем на сцену приходят работники электроосветительного цеха. Зав. цехом Михаил Кожевников по компьютерной программе руководит монтажом светоаппаратуры. Меняют фильтры на прожекторах, направляют их в нужные точки на сцене, где по мизансценам находятся актёры, устанавливают дымовые машины и видеопроекции осветитель Вячеслав Пакиров и видеооператор Сергей Путанов.
Их работу, равно как и монтировочного цеха, принимает ассистент режиссёра, отвечающий за проведение спектакля. Она проверяет явку актёров и всех служб.
Зав. реквизиторским цехом Галина Ижик и реквизитор Екатерина Зверева готовят реквизит: раскладывают по местам на сцене и за кулисами все предметы, которыми актёр пользуется во время спектакля.
Зав. радиоцехом Сергей Крючев, мастер с большим стажем работы в разных театрах, и молодой звукооператор Евгений Якунчев слаженно проверяют акустическую аппаратуру, силу звука на зал, работу микрофонов. Они отвечают за музыкальное сопровождение.
Зав. костюмерным цехом Юлия Сыропятова, костюмер с 25-летним стажем, и недавно пришедшая Ильсия Лутфуллина хорошо сработались. Быстро разносят по гримёркам приготовленные костюмы и помогают актёрам одеться. Их помощь неоценима при быстрых переодеваниях во время спектакля.
Татьяна Масленникова 30 лет назад приняла парикмахерский цех от легендарной Л.Н. Корюковой. И сейчас, оставаясь гримёром-постижёром, помогает молодой Регине Лутфуллиной освоиться с должностью зав. парикмахерским цехом. Вместе они творят причёски дамам, клеят усы и бороды мужчинам, приводят в порядок парики и наносят сложный грим актёрам.
Перед спектаклем актёры репетируют вокальные и танцевальные номера. С появлением в театре балетмейстера Анастасии Радостевой редкий спектакль обходится без танцев. Овладеть вокальным мастерством им помогает Ольга Белянина.
Право служить театру.
В гримёрках царит оживление. Голос ассистента режиссёра по внутренней связи приветствует участников спектакля, просит быть внимательными и не опаздывать. Первый звонок. Через некоторое время - второй. Коридоры около гримёрок пустеют. Оживление переходит в закулисную часть.
Здесь актёры делятся дневными новостями и впечатлениями, кто-то в стороне просматривает текст роли. Кто-то уходит на сцену, готовясь к началу. Парикмахеры подправляют причёски, костюмеры осматривают костюмы. Из-за занавеса долетает гул зрительного зала. И вот третий звонок...
В зале и за кулисами наступает священная тишина. Все занимают свои места. Машинисты сцены готовы по команде ассистента режиссёра к смене декорации, костюмеры – к быстрой смене костюмов, парикмахеры за считанные минуты преображают причёски.
Заканчивается спектакль. Работники обслуживающих цехов последними покидают театр. Всё вокруг затихает, только время от времени хлопает дверь служебного входа: уходят люди, вся жизнь которых посвящена одному – созданию спектакля.
Они уходят в тишине. Им редко дарят цветы, и овации зрительного зала адресованы не им... Их никогда не видит зритель, но без них невозможна сама жизнь театра. У этих людей небольшая зарплата. Но знайте: они любят свою работу. От них зависит многое. Они знают это. Артисты имеют право на капризы. Режиссёры имеют право на своеволие. У них таких прав нет. У них есть одно право – высокое и бескорыстное служение театру. И этим правом они пользуются с исключительным чувством собственного достоинства.
Аплодирую всем, кто объединяется понятием «постановочная часть театра», и обслуживающему персоналу. Аплодирую всем, кого не видит зритель. Аплодирую и поздравляю их с нашим профессиональным праздником – Международным днём театра!