Приказом комитета по делам искусств при Совнаркоме от 8 июня 1944 года был образован Лысьвенский городской драматический театр. Его главной задачей стало «...художественное обслуживание большого отряда металлургов, славной уральской кузницы оружия для героической Красной Армии».
5 июля 1944 года в город прибыла группа работников бывшего Ивановского передвижного театра. Затем труппу пополнили актёры Молотовского театра миниатюр. Возглавили ее директор М.В. Исаев, художественный руководитель В.В. Ростовцев и главный режиссёр Е.М. Кауль.
Театр разместился в привычном для горожан месте - здании бывшего ремесленного училища. Но начинать работу предстояло с нуля - не хватало людей, не было электроосветительного, костюмерного, бутафорского, гримёрно-парикмахерского цехов. Первые декорации рисовали ученики ремесленного училища, а жители города несли в театр антикварную мебель, подлинные вещи для реквизита.
7 октября 1944 года премьерой спектакля по пьесе Ф.Кнорре «Встреча в темноте» открылся первый театральный сезон.
В первом же сезоне театр подготовил и показал зрителю 10 премьер - новых спектаклей. Артисты давали концерты прямо в цехах завода, в колхозных клубах. Сбор со спектаклей поступал в фонд помощи Красной армии.
TEATP - НА ПОТОК.
С 1946 года в СССР вновь ужесточается контроль государства над сферой литературы и искусства. Выходит знаменитое постановление ЦК ВКП «О журналах «Звезда» и «Ленинград», осуждающие публикации «идейно вредных писателей», в числе которых названы М. Зощенко и А. Ахматова. Затем публикуется постановление о репертуаре драматических театров и его улуч-шении. Новый еженедельник «Культура и жизнь» требует исключить из репертуара театров все пьесы зарубежных драматургов.
Кроме идеологических, советские театры получили и новые экономические условия работы, - их перевели на бездотационную работу. Чтобы выполнить план, театры должны были увеличить количество премьер, обеспечить «непрерывный поток» постановок.
«ВОСПИТАТЬ СОВЕТСКОГО ЗРИТЕЛЯ...»
На деле это приводило к тому, что многие спектакли выходили «сырыми», и это не могли не заметить зрители. «Театр не отрабатывал свои спектакли, выпускал их со многими недоделками...», - возмущались рецензенты в газете «Искра».
Стремясь разнообразить репертуар, лысьвенцы готовили к постановке и популярные в то время современные пьесы - «Любовь Яровая», «Слава», «Платон Кречет», «Русский вопрос», и большое количество русских классических произведений. Только пьес А. Островского в 1950-е годы было поставлено почти 20 - самой яркой и запоминающейся постановкой стала «Снегурочка».
Постоянными в репертуаре были произведения М. Горького.
Зарубежная драматургия была представлена такими авторами, как Гюго, Шиллер, Скриб, Гольдони. Самым ярким театральным событием тех лет был спектакль по пьесе Ф.Шиллера «Коварство и любовь», сохранявшийся в репертуаре много лет. Начинается эпоха «колхозных» спектаклей - первым из них стала постановка по пьесе А. Софронова «Сердце не прощает».
В середине 1950-х в здании театра прошел капитальный ремонт, появилось паровое отопление, новая звуковая и световая аппаратура, плюшевый занавес.
Театр жил активной общественной жизнью - для усиления связи с заводом отрывки и сцены из спектаклей игрались прямо на производстве, театр оказывал помощь кружкам художественной самодеятельности в городе и на селе. По городскому радио
Лысьвы транслировались отрывки из спектаклей.
После окончания театрального сезона обязательными были зрительские конференции, на которых горожане давали свои оценки работе театра. Каждая премьера сопровождалась выходом рецензий в газете, обсуждением в рабочих коллективах.
Менялся и зритель.
«Вырос и наш лысьвенский зритель. Почти исчезли случаи хулиганства в театре, семечки на полу, бутылки на балконе и пьяные реплики из зала. Зритель полюбил театр и бережет его.... Чем чаще наша молодежь будет посещать театр, тем духовно чище, тоньше, эстетичнее будут ее быт, запросы, нравы, отношения...»
Из статьи в «Искре» (1956 г.)
ГАСТРОЛИ.
Каждое лето театр отправлялся на гастроли. Ныроб, Красно-вишерск, Березники, Кизел, Губаха, Чусовой, Краснокамск, Кунгур - вот только малая часть гастрольной географии театра того времени. За два месяца коллектив показывал по 100-130 спекта-клей, успевая прямо на гастролях готовить новые постановки.
ЛЕНИН ИЗ ЛЫСЬВЫ.
Образ В. И. Ленина в театральном спектакле. Сегодня большинству из нас трудно себе представить, какое значение имела в советском театре эта роль, и какую ответственность брали на себя актеры и режиссеры, решившиеся на постановку.
Удивительно, но первым человеком, воплотившим роль Ленина в кино, стал простой рабочий Лысьвенского завода - Василий Николаевич Никандров. В 1927 году С. Эйзенштейн и Г. Александров готовились к съемкам фильма «Октябрь», посвященного 10-летию Октябрьской революции. Огромной проблемой стал подбор актера на роль Ленина - режиссеры принципиально не хотели снимать в ней профессионального актера. Они искали простого рабочего, который внешне был бы похож на вождя революции. Им оказался мастер четвертого цеха Лысьвенского металлургического завода Василий Никандров.
По легенде, Василию Николаевичу даже не пришлось накладывать никакого грима. А познакомившиеся с ним Надежда Константиновна Крупская и Мария Ильинична Ульянова были глубоко поражены его сходством с Владимиром Ильичом.
Фильм «Октябрь» вошел в золотой фонд мирового кино. А Никандров исполнил роль Ленина ещё в двух фильмах - «Москва в Октябре» и «Великий путь».
На сцене Лысьвенского театра была создана своя «Лениниана». Образ молодого вождя был воплощён артистом П. Дубовцевым в спектакле по пьесе И. Попова «Семья» в 1952 г. Самым известным исполнителем роли Ленина на лысьвенской сцене стал С. П.Хлюпин. Н. Погодин «Кремлевские куранты» (1960) и «Третья патетическая» (1962), М. Шатров «Именем революции» (1961), А. Штейн «Между ливнями» (1965) - каждая из постановок по своему представляла образ вождя революции.
В 1980-е годы «Лениниана» была представлена пьесами М. Шатрова «Большевики» и «Шестое июля». Роль В.И. Ленина воплотил В.И. Бондаренко.
ОТТЕПЕЛЬ.
1960-е годы в истории нашей страны навсегда останутся удивительным временем. Временем «оттепели», стремления к творческой свободе, и веры в то, что можно и нужно думать, жить, писать, творить честно, не дожидаясь указаний.
Одним из главных потрясений этого времени стало разоблачение культа Сталина на ХХ съезде и либерализация общественной жизни. В годы «оттепели» к читателям вернулись запрещенные в прежние годы С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, М.Зощенко.
В Москве открылся театр «Современник», постановки которого вызывали восторг и споры публики. Были вечера поэзии в Политехническом музее, собиравшие сотни почитателей молодых Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, песни Б. Окуджавы и В. Высоцкого.
Но творческая свобода имела определенные границы. С середины 60-х гг. идеологическое давление на культуру усилилось.
Власть поддерживала официозные, идейно выдержанные, но весьма несовершенные в художественном отношении произведения.
Репертуарная политика Лысьвенского театра по-прежнему была разнообразна - в ней и классические произведения (впервые на сцене театра появляются произведения А.П. Чехова «Дядя Ваня» в постановке И. Рабичева), и современная пьеса.
Причем, вместе с «идеологически верными» произведениями Н. Погодина, К. Симонова, А. Арбузова А.Софронова на лысьвенской сцене ставятся пьесы В. Розова, А. Володина, Е. Шварца.
Но попытка творческой свободы часто оборачивалась против самого театра - принятые на Пленуме ЦК КПСС (1964) требования о повышении требовательности к партийным организациям за правильное формирование репертуара драматических театров, стали причиной критических публикаций в адрес труппы.
«Зрители вправе рассчитывать на яркие, волнующие спектакли, связанные с задачами строительства коммунизма», - упрекает театр «Искра». Резкую критику вызвали спектакли «Дракон», «Орфей спускается в ад», «Божественная комедия».
Часто сменяют друг друга главные режиссеры, но большинство спектаклей по-прежнему горячо принимается публикой. Совершенствуется мастерство актеров, на новый уровень выходит работа художников-постановщиков.
В ПОИСКАХ ЖАНРА.
Семидесятые годы XX века в СССР часто называют периодом безвременья и застоя. Но только не в культурной жизни страны, несмотря на жесткую цензуру, постоянную «двойственность» стандартов, в советском театре, кино, литературе работали замечательные, талантливые люди, ставились яркие постановки, появлялись новые имена.
Для Лысьвенского театра семидесятые стали временем поиска компромисса между творческим коллективом и зрителем. Как известно, каждый зритель имеет тот театр, который он заслуживает и каждый театр имеет того зрителя, которого он воспитал.
Но ведь требовательность одних и желания не всегда совпадает. И тогда пропасть между ними растет.
За это десятилетие в театре меняются три главных режиссёра - у каждого из них было своё представление о театре. Менялась эстетика театра, менялась привязанность зрителя к нему, менялись вкусы.
Постепенно исчезают из афиш классические названия, но продолжают идти постановки «производственных пьес», качество которых иногда справедливо подвергается сомнению даже зрителей.
Возникает попытка соединять художественное и идеологическое начало. Событием становятся спектакли на военную тему: «Перебежчик», «Мой бедный Марат», «Люди, которых я видел», «Семнадцать мгновений весны».
С приходом в театр В.А. Рябинова театр стал нащупывать свою дорогу по пути музыкального спектакля. Однако появление в афише театра таких спектаклей, как «Девушка с голубыми глазами», «Ох, уж эти архимеды!» и «Проделки Ханумы» не стали началом большого серьёзного поиска на пути музыкального спектакля.
Главный режиссёр Г. Яковлев пишет: «...Произведение искусства - спектакль - это плод творческого коллектива, живых людей с разными вкусами, чувствами и т.д. Зритель тоже разный. Один любит гармонику, другой скрипку, третий и то и другое. Так что и восприятие наших спектаклей было разное»...
Театр по-прежнему важен и значим для города - «договоры о социалистическом содружестве» с ним заключают металлургический и турбогенераторный заводы, чулочно-перчаточная фабрика, сельские дома культуры. Театр выезжает к ним со спектаклями и творческими встречами, получая взамен разную, но всегда очень важную помощь и поддержку.