НАЧАЛО. ТЕАТР В ЛЫСЬВЕНСКОМ ЗАВОДЕ.
Увлечение театральным искусством - одна из традиций уральской горнозаводской интеллигенции. К началу ХХ века практически на каждом крупном заводе Урала существовал кружок любителей драматического искусства. Не была исключением и Лысьва - столица огромного горного округа графов Шуваловых. А театр в Кыновском заводе существовал еще в 1840-х годах.
Здание Лысьвенского театра было построено в 1906 году по проекту главного инженера Управления заводов Лысьвенского горного округа Федора Фосса. Строилось оно для ремесленного училища в память графов Павла и Петра Шуваловых.
Здание училища было единственным в городе, где имелись зрительный зал и сцена. И именно здесь проходили все городские театральные представления. Их давали как заезжие труппы профессиональных артистов, так и лысьвенский кружок любителей драматического искусства. Организатором его была жена одного из заводских служащих Татьяна Шпинова. В 1914 году этот кружок возглавлял служащий заводоуправления Пегов-Петровский.
Участниками кружка была заводская молодежь, а его примой Екатерина Жданова-Курелюк.
В 1917 году лысьвенские рабочие и учителя создают кружок «Просвещение», затем в городе появляется любительский музыкально-драматический кружок «Интернационалисты». В его репертуаре - постановки по пьесам Леонида Андреева, Антона Чехова, Анатолия Луначарского. После представлений в программе непременно значились танцы и чайно-фруктовый буфет.
РЕВОЛЮЦИЯ. НОВЫЙ ТЕАТР.
Гражданская война нанесла Лысьвенскому заводу огромный урон. С отходом войск Колчака началось восстановление пред-приятия, а вместе с ним налаживалась и мирная жизнь в Лысьве.
Здание ремесленного училища стало главным центром культуры города, в нем разместился клуб металлистов имени А. А. Кузьмина. И вновь начались театральные постановки.
Любительской труппой руководил талантливый самодеятельный режиссер Василий Мальцев. А актерами и актрисами были обычные горожане - газетная хроника сохранила имена В. Короткова (инструктор проектного отдела завода), С.Сибирякова (контролера ОТК по сырью), Одинцева (бригадир переплётчиков в типографии). Оформлял постановки Иван Чебыкин - впоследствии долгие годы он будет главным художником театра.
B 1920-е годы на сцене клуба были поставлены «Гроза», «Овод», «На дне», «Ревизор» и многие другие спектакли. В репертуаре кружка была даже пьеса, рассказывающая о бунте Лысьвенских рабочих в 1914 году.
Театр имел огромную популярность, зал всегда был полон зрителей. В спектаклях играли даже первые руководители города и завода - секретарь райкома М. Ильин, председатель райисполкома И. Пылаев, руководитель комсомольской организации города А. Жбанков.
В 1930-х годах Лысьва - один из крупнейших промышленных центров Урала. Идет реконструкция завода, а в городе по проекту архитектурного бюро академика А. Щусева строится новый рабочий поселок - образец соцгорода.
Каждое лето на гастроли в Лысьву приглашают театральные коллективы из Москвы, Ленинграда и других городов. Излюбленные жанры - драматические спектакли, оперные и балетные постановки и даже оперетта. В городских парках культуры и отдыха постановки идут на летней сцене.
Но не меньше приезжих артистов горожане любят спектакли своих самодеятельных коллективов. С 1929 года в Лысьве действует театр рабочей молодежи - ТРАМ, которым долгое время руководит Б. Паскевич.
ТРАМ - театр рабочей молодежи - был одной из самых популярных форм нового советского искусства. Его задачей были пропаганда и агитация, а главной действующей силой - молодые рабочие. Первый Театр рабочей молодёжи появился в 1925 году в Ленинграде. Затем театры с подобным названием появились в других городах: в Москве, Баку, Перми, Ростове-на-Дону, Харькове. К 1932 году их насчитывалось несколько десятков. ТРАМами интересовались Всеволод Мейерхольд, Владимир Маяковский, Дмитрий Шостакович.
B 1932 году в Лысьве открывается Дворец культуры металлургов. Организации культурного досуга рабочих завода придается огромное значение - ведь человек первого в мире социалистического государства должен был одинаково гармонично жить и работать. Сейчас трудно представить себе, но силами любительских коллективов на сцене Дворца металлургов была поставлена даже опера «Тихий Дон». Для ее постановки из Ленинграда были приглашены режиссер и дирижер, постановщиком стал руководитель драмкружка ЛМЗ А. Кастеров, а все партии исполняли участники художественной самодеятельности.
ПЕРВЫЙ ТЕАТР.
Не оставлялись и попытки создать в Лысьве собственный профессиональный театр, первоначально - в формате антрепризы, когда труппа набралась на один сезон. Один из таких составов в 1935 году под руководством Б. Райского получил первое место на областном смотре-конкурсе профессиональных театров.
А в 1940 году было принято окончательное решение об организации в Лысьве постоянного драматического театра. Его худруком стал С. Сабуров-Долинин, а директором - А. Хуторской, ведущие актеры труппы - А. Семилеткина, Г. Юнг. Открытие театра состоялось 10 ноября 1940 года спектаклем «Две ночи».
За первый сезон театром было поставлено 15 премьер! В их числе - «Анна Каренина», «Без вины виноватые», «Овод». Но новому театральному сезону не суждено было открыться...
Великая Отечественная война отсрочила открытие театра ещё на три года. Труппа была расформирована. Часть актёров ушла на фронт, часть разъехалась, а оставшиеся в Лысьве И.А.Семилеткина, А.В.Шурина и А.Б.Оленин возглавили художественную самодеятельность.
Две военных зимы в Лысьве работал сначала Молотовский областной передвижной театр оперетты, а затем - Кизеловский драматический театр. Летом гастролировали Чусовской и Коми-Пермяцкий национальный театры. Особым успехом пользовались спектакли Молотовской передвижной музкомедии. Но лысьвенцы были настойчивы в желании иметь свой театр.
ОРУЖИЕ - ТЕАТР!
С началом Великой Отечественной войны мобилизованными для борьбы с врагом считали себя не только те, кто ушел на фронт.
Не менее действенным оружием, чем танки и самолеты, было искусство.
23 июня 1941 года Пленум ЦК профсоюза работников искусств принял «Обращение ко всем творческим работникам», в котором задачей театрального искусства выдвигалось обслуживание частей действующей Армии и Военно-Морского флота. Началось создание фронтовых бригад артистов, выступавших перед бойцами на фронте. В составе таких бригад выступали М. Гаркави, М. Миронова, Л. Русланова, В. Качалов, М. Тарханов, А. Тарасова, В. Пашенная, М. Царев, Н. Черкасов и многие другие знаменитые артисты. Позже при всех крупных театрах были созданы фронтовые филиалы. Они выезжали на передовые позиции и в части Красной Армии.
За годы войны артисты провели для советских воинов 1 миллион 350 тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч.
Серьезной помощью театров были и их подарки фронту. Самым известным из них стала эскадрилья из 12 самолетов «Як», пере-данных коллективом Малого театра войскам в 1944 году.
В 1942 году заслуженный артист РСФСР Сергей Балашов купил на собственные средства танк и передал его экипажу на Уральском танковом заводе в Нижнем Тагиле.
В мае 1943 года Свердловский театр музкомедии тоже приобрёл на свои деньги танк с наказом «... крепко бить фашистов».
КАК ТЕАТР СПАС ГОРОД
Не меньше, чем на фронте, театр был нужен и в глубоком тылу, там, где в тяжелейших условиях работали заводчане.
С начала войны Лысьвенский металлургический завод (завод N° 700) перешел на выпуск военной продукции: корпусов зажигательных авиабомб, снарядов к ракетным установкам (знаменитым «катюшам» и «андрюшам»), головок к минам, ящиков для патронов и пороха. И конечно, знаменитой солдатской каски СШ-40.
Цеха спецпроизводств работали круглосуточно. С лета 1941 года в городе были введены карточки на хлеб. Случаи смерти от дистрофии и переутомления были привычными.
В городе ощущалась нехватка электричества, которое было остро необходимо на заводе и в госпиталях. Школы ютились в бараках. Женщины, работавшие в госпиталях, в свои свободные от дежурства смены шли разгружать эшелоны с ранеными, заготавливать дрова, работать на участках подсобного хозяйства.
И все же культурная жизнь в городе не прекращалась. В Лысьве продолжал работать Дворец культуры, кинотеатр «Пролетарий», дом пионеров, выходила газета «Искра». А летом 1944 года лысьвенцы обратились во Всероссийский комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР с просьбой об открытии в городе стационарного профессионального драматического театра.