ИСТОРИЯ

  • ИСТОРИЯ
  • ИСТОРИЯ
  • ИСТОРИЯ
  • ИСТОРИЯ
  • ИСТОРИЯ
  • ИСТОРИЯ
  • ИСТОРИЯ
  • ИСТОРИЯ
  • ИСТОРИЯ
  • ИСТОРИЯ
  • ИСТОРИЯ
  • ИСТОРИЯ
  • ИСТОРИЯ
  • ИСТОРИЯ
  • ИСТОРИЯ
  • ИСТОРИЯ
    История
    Лысьва – город с богатыми театральными традициями. И хотя свою историю Лысьвенский театр драмы отсчитывает с 1944 года, по сути, увлечением театральным искусством здесь началось больше столетия назад. К началу ХХ века практически на каждом крупном заводе Урала существовал кружок любителей драматического искусства. Не была исключением и Лысьва - столица огромного горного округа графов Шуваловых



    Театр в Лысьвенском заводе
    Здание Лысьвенского театра было построено в 1906 году по проекту Главного инженера главного правления заводов Лысьвенского горного округа Федора Фосса. Строилось оно для ремесленного училища в память графов Павла и Петра Шуваловых.
    Здание училища было единственным в городе, где имелись зрительный зал  и сцена. И именно здесь проходили все городские театральные представления. Их давали как заезжие труппы профессиональных артистов, так и лысьвенский  кружок любителей драматического искусства. Организатором его была жена одного из заводских служащих Татьяна Шпинова. В 1914 году этот кружок возглавлял служащий заводоуправления Пегов-Петровский. Участниками кружка была заводская молодежь, а его примой - Екатерина Жданова-Курелюк.
    В 1917 году лысьвенские рабочие и учителя создают кружок "Просвещение", затем в городе появляется любительский музыкально-драматический кружок "Интернационалисты". В его репертуаре  - постановки по пьесам Леонида Андреева, Антона Чехова, Анатолия Луначарского. После представлений в программе непременно значились танцы и чайно-фруктовый буфет.

    Революция. Новый театр
    Гражданская война нанесла Лысьвенскому заводу огромный урон. С отходом войск Колчака началось восстановление предприятия, а вместе с ним налаживалась и мирная жизнь в Лысьве. Здание ремесленного училища стало главным центром культуры города, в нем разместился клуб металлистов имени А. А. Кузьмина. И вновь начались театральные постановки.
    Любительской труппой руководил талантливый самодеятельный режиссер Василий Мальцев. А актерами и актрисами были обычные горожане – газетная хроника сохранила имена В. Короткова (инструктор проектного отдела завода), С.Сибирякова (контролера ОТК по сырью), Одинцева (бригадир переплётчиков в типографии). Оформлял постановки Иван Чебыкин - впоследствии долгие годы он будет главным художником театра.
    В 1920-е годы на сцене клуба были поставлены "Гроза", "Овод", "На дне", "Ревизор" и многие другие спектакли. В репертуаре кружка была даже пьеса, рассказывающая о бунте Лысьвенских рабочих в 1914 году.
    Театр имел огромную популярность, зал всегда был полон зрителей. В спектаклях играли даже первые руководители города и завода - секретарь райкома М. Ильин, председатель райисполкома И. Пылаев, руководитель комсомольской организации города А. Жбанков.

    ТРАМ и рабочая самодеятельность
    В 1930-х годах Лысьва - один из крупнейших промышленных центров Урала. Идет реконструкция завода, а в городе по проекту архитектурного бюро академика А.Щусева строится новый рабочий поселок - образец соцгорода.
    Каждое лето на гастроли в Лысьву приезжают театральные коллективы из Москвы, Ленинграда, Свердловска, Молотова (Перми). Излюбленные жанры - драматические спектакли, оперные и балетные постановки и даже оперетта. В городском парке культуры и отдыха постановки идут на летней сцене.
    Но не меньше приезжих артистов горожане любят спектакли своих самодеятельных коллективов.  С 1929 года в Лысьве действует театр рабочей молодежи - ТРАМ, которым долгое время руководит Б. Паскевич.
    ТРАМ – театр рабочей молодежи – был одной из самых популярных форм нового советского искусства. Его задачей были пропаганда и агитация, а главной действующей силой – молодые рабочие. Первый Театр рабочей молодёжи появился в 1925 году в Ленинграде. Затем театры с подобным названием появились в других городах: в Москве, Баку, Перми, Ростове-на-Дону, Харькове. К 1932 году их насчитывалось несколько десятков. ТРАМами интересовались Всеволод Мейерхольд, Владимир Маяковский, Дмитрий Шостакович.
    В 1932 году в Лысьве открывается Дворец культуры металлургов. Организации культурного досуга  рабочих завода придается огромное значение - ведь человек первого в мире социалистического государства должен был одинаково гармонично  жить и работать. Сейчас трудно представить себе, но силами любительских коллективов на сцене Дворца металлургов была поставлена даже опера "Тихий Дон"! Для ее постановки из Ленинграда были приглашены режиссер и дирижер, постановщиком стал руководитель драмкружка ЛМЗ А.Кастеров,  а все партии исполняли участники художественной самодеятельности.

    Первый театр
    Не оставлялись и попытки создать в Лысьве собственный профессиональный театр, первоначально - в формате антрепризы, когда труппа набралась на один сезон. Один из таких составов в 1935 году под руководством Б. Райского получил первое место на областном смотре-конкурсе профессиональных театров.
    А в 1940 году было принято окончательное решение об организации в Лысьве постоянного драматического театра. Его худруком стал С. Сабуров-Долинин, а директором - А. Хуторской, ведущие актеры труппы - А. Семилеткина, Г. Юнг.Открытие театра состоялось 10 ноября 1940 года спектаклем "Две ночи". За первый сезон театром было поставлено 15 премьер! В их числе - "Анна Каренина", "без вины виноватые", "Овод".
    Но новому театральному сезону не суждено было открыться. Великая Отечественная война отсрочила открытие театра ещё на три года. Труппа была расформирована. Часть актёров ушла на фронт, часть разъехалась, а оставшиеся  в Лысьве И.А.Семилеткина, А.В.Шурина и А.Б.Оленин возглавили художественную самодеятельность.
    Две военных зимы в Лысьве работал сначала Молотовский областной передвижной театр оперетты, а затем - Кизеловский драматический театр. Летом гастролировали Чусовской и Коми-Пермяцкий национальный театры. Особым успехом пользовались спектакли Молотовской передвижной музкомедии. Но лысьвенцы были настойчивы в желании иметь свой театр.

    Как театр спас город
    С начала войны Лысьвенский металлургический завод (завод № 700) перешел на выпуск военной продукции: корпусов зажигательных авиабомб, снарядов к ракетным установкам (знаменитым «катюшам» и «андрюшам»), головок к минам, ящиков для патронов и пороха. И конечно, знаменитой солдатской каски СШ-40.
    Цеха спецпроизводств работали круглосуточно. С лета 1941 года в городе были введены карточки на хлеб. Случаи смерти от дистрофии и переутомления были привычными.
    В городе ощущалась нехватка электричества, которое было остро необходимо на заводе и в госпиталях.  Школы ютились в бараках. Работавшие в госпиталях, в свои свободные от дежурства смены шли разгружать эшелоны с ранеными, заготавливать дрова, работать на участках подсобного хозяйства.
    И все же культурная жизнь в городе не прекращалась. В Лысьве продолжал работать Дворец культуры, кинотеатр «Пролетарий», дом пионеров, выходила газета «Искра». А летом 1944 года лысьвенцы обратились во Всероссийский комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР с просьбой об открытии в городе стационарного профессионального драматического театра.
    Приказом комитета по делам искусств при Совнаркоме от 8 июня 1944 года был образован Лысьвенский городской драматический театр. Его главной задачей стало «…художественное обслуживание большого отряда металлургов, славной уральской кузницы оружия для героической Красной Армии».
    5 июля 1944 года в город прибыла группа работников бывшего Ивановского передвижного театра. Затем труппу пополнили актёры Молотовского театра миниатюр. Возглавили ее В.В. Ростовцев и главный режиссёр Е.М.Кауль.
    Театр разместился в привычном для горожан месте – здании бывшего ремесленного училища. Но начинать работу предстояло с нуля – не хватало людей, не было электроосветительного, костюмерного, бутафорского, гримёрно-парикмахерского цехов. Первые декорации рисовали ученики ремесленного училища, а жители города несли в театр антикварную мебель, подлинные вещи для реквизита.
    7 октября 1944 года премьерой спектакля по пьесе Ф.Кнорре «Встреча в темноте» открылся первый театральный сезон.
    Зрители, казалось, не замечали ни грубых скамеек в зрительном зале, ни белого поля занавеса, ни малоосвещённого и холодного зала. Всё внимание было сцене, где происходило вечное чудо, - рождалось искусство.
    Актёров знали в лицо и по имени. Кумирами стали  А.В. Чужбинин, А.М. Сумбатов, В.В. Ростовцев, Э.М. Хиппеляйнен, А.М. Негина, А.Т. Струйская, К.И. Маркина, Е.М.  Кауль Ф.С. Быстров, Н.Н. Григорьев, М.П. Беликов, Л.Н. Анигип, М.И. Снежинская А.Б. Оленин, В.В. Андреев-Бурлак и многие другие.
    В первом же сезоне театр подготовил и показал зрителю 10 премьер - новых спектаклей.
    За год спектакли театра смогли увидеть 42000 зрителей, артисты давали концерты прямо в цехах завода, в колхозных клубах. Сбор со спектаклей поступал в фонд помощи Красной армии. А уже в конце своего первого сезона труппа театра отправилась на гастроли в Кунгур.
    В 1946 году на смотре театров Молотовской области спектакль Лысьвенского театра по пьесе А. Горького «На дне» получил первую премию.

    Театр - на поток
    С 1946 года в СССР вновь ужесточается контроль государства над сферой литературы и искусства. Выходит знаменитое постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», осуждающее публикации «идейно вредных писателей», в числе которых названы М. Зощенко и А. Ахматова. Затем публикуется постановление о репертуаре драматических театров и его улучшении. Новый еженедельник «Культура и жизнь требует исключить из репертуара театров все пьесы зарубежных драматургов.
    Кроме идеологических вводных, советские театры получили и новые экономические условия работы – их перевели на бездотационную работу. Чтобы выполнить план, театры должны были увеличить количество премьер, обеспечить «непрерывный поток» постановок.
    На деле это приводило к тому, что многие спектакли выходили «сырыми», и это не могли не заметить зрители. «Театр не отрабатывал свои спектакли, выпускал их со многими недоделками…», - возмущались рецензенты в газете «Искра».
    Стремясь разнообразить репертуар, лысьвенцы готовили к постановке и популярные в то время современные пьесы - «Любовь Яровая», «Слава», «Платон Кречет», «Русский вопрос», и большое количество русских классических произведений. Только пьес А. Островского в 1950-е годы было поставлено почти 20 – самой яркой и запоминающейся постановкой стала «Снегурочка».
    Постоянными в репертуаре были произведения М. Горького.  Зарубежная драматургия была представлена такими авторами, как Гюго, Шиллер, Скриб, Гольдони. Самым ярким театральным событием тех лет был спектакль по пьесе Ф.Шиллера «Коварство и любовь», сохранившийся в репертуаре много лет. Начинается эпоха «колхозных» спектаклей – первым из них стала постановка по пьесе А. Софронова «Сердце не прощает».
    В середине 1950-х в здании театра прошел капитальный ремонт, появилось паровое отопление, новая звуковая и световая аппаратура, плюшевый занавес.
    Театр жил активной общественной жизнью – для усиления связи с заводом отрывки и сцены из спектаклей игрались прямо на производстве, театр оказывал помощь кружкам художественной самодеятельности в городе и на селе. По городскому радио Лысьвы транслировались радиопередачи монтажей пьес.
    После окончания театрального сезона обязательными были зрительские конференции, на которых горожане давали свои оценки работе театра. Каждая премьера сопровождалась выходом рецензий в газете, обсуждением в рабочих коллективах.
    Из рецензии в «Искре» (1953 год) «Отрицательную роль обер-лейтенанта  Шайфельда темпераментно ведет артист Ю.Н. Воскресенский. Хотелось бы пожелать исправить костюм, а то фуражка портит фигуру».
    Менялся и зритель. Из статьи в «Искре» (1956 г.)
    «Вырос и наш лысьвенский зритель. Почти исчезли случаи хулиганства в театре, семечки на полу, бутылки на балконе и пьяные реплики из зала. Зритель полюбил театр и бережет его…. Чем чаще наша молодежь будет посещать театр, тем духовно чище, тоньше, эстетичнее будут ее быт, запросы, нравы, отношения…»
    Каждое лето театр отправлялся на гастроли. Ныроб, Красновишерск, Березники, Кизел, Губаха, Чусовой, Краснокамск, Кунгур – вот только малая часть гастрольной географии театра того времени. За два месяца коллектив показывал по 100-130 спектаклей, успевая прямо на гастролях готовить новые постановки.

    Оттепель
    1960-е годы в истории нашей страны навсегда останутся удивительным временем. Временем «оттепели»,  стремления к творческой свободе, и веры в то, что можно и нужно думать, жить, писать, творить честно, не дожидаясь указаний.
    Одним из главных потрясений этого времени стало разоблачение культа Сталина на ХХ съезде и либерализация общественной жизни. В годы «оттепели» к читателям вернулись запрещенные в прежние годы С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, М.Зощенко.
    В Москве открылся театр «Современник», постановки которого вызывали восторг и споры публики. Кинофильм М. Калатозова «Летят журавли» был триумфально показан на Каннском фестивале. А еще были вечера поэзии в Политехническом музее, собиравшие сотни почитателей молодых Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, песни Б.  Окуджавы и В. Высоцкого.
    Но творческая свобода имела определенные границы. На встречах с интеллигенцией Н. Хрущев напомнил: «Центральный комитет партии будет добиваться от всех... неуклонного проведения партийной линии». С середины 60-х гг. идеологическое давление на культуру усилилось. Власть поддерживала официозные, идейно выдержанные, но весьма несовершенные в художественном отношении произведения.
    Новое десятилетие в истории Лысьвенского театра оказалось наполнено самыми разными событиями. Репертуарная политика театра по-прежнему была разнообразна – в ней и классические произведения (впервые на сцене театра появляются произведения А.П. Чехова  - «Дядя Ваня» в постановке И. Рабичева), и современная пьеса. Причем, вместе с «идеологически верными» произведениями Н. Погодина, К. Симонова, А. Арбузова  А.Софронова на лысьвенской сцене ставятся пьесы В. Розова, А. Володина, Е. Шварца.
    Но попытка творческой свободы часто оборачивалась против самого театра – принятые на Пленуме ЦК КПСС (1964 г) требования  о повышении требовательности к партийным организациям за правильное формирование репертуара драматических театров, стали причиной критических публикаций в адрес труппы. «Зрители вправе рассчитывать на яркие, волнующие спектакли, связанные с задачами строительства коммунизма. Им нужны полнокровные образы передовых людей нашего общества, маяков нового и прогрессивного, спектакли, отстаивающие коммунистическую мораль», - упрекает театр «Искра». Резкую критику вызвали спектакли «Дракон», «Орфей спускается в ад», «Божественная комедия».
    В это десятилетие часто сменяют друг друга главные режиссеры, но большинство спектаклей по-прежнему горячо принимаются публикой. Совершенствуется мастерство актеров, на новый уровень выходит работа художников-постановщиков.

    Ленин из Лысьвы
    Образ В. И. Ленина в театральном спектакле. Сегодня большинству из нас трудно себе представить, какое значение имела в советском театре эта роль, и какую ответственность брали на себя актеры и режиссеры, решившиеся на постановку.
    Удивительно, но первым человеком, воплотившим роль Ленина в кино, стал простой рабочий Лысьвенского завода – Василий Николаевич Никандров. В 1927 году С. Эйзенштейн и Г. Александров готовились к съемкам фильма «Октябрь»,  посвященного десятилетию Октябрьской революции. Огромной проблемой стал подбор актера на роль Ленина – режиссеры принципиально не хотели снимать в ней профессионального актера. Они искали простого рабочего, который внешне был бы похож на вождя революции.
    Им оказался мастер четвертого цеха Лысьвенского металлургического завода.
    По легенде, Василию Николаевичу даже не пришлось накладывать никакого грима. А познакомившиеся с ним Надежда Константиновна Крупская и Мария Ильинична Ульянова были глубоко поражены его сходством с Владимиром Ильичом.
    Фильм «Октябрь» вошел в золотой фонд мирового кино. А Никандров сыграл Ленина еще однажды – в художественном фильме «Русские не сдаются».
    За годы работы на сцене Лысьвенского театра была создана собственная «Лениниана», многие спектакли которой по своему качеству не уступали столичным. М. Шатров «Именем революции», «Большевики» и «Шестое июля», Н. Погодин «Кремлевские куранты» и «Третья патетическая», «Семья», А. Штейн «Между ливнями» - каждая из постановок по-своему представляла образ вождя революции.
    Самым известным исполнителем роли Ленина на лысьвенской сцене, безусловно, стал С.П. Хлюпин. Работая над спектаклями «Кремлевские куранты» и «Третья патетическая», он встречался в Москве с исполнителем роли Ленина во МХАТе Борисом Смирновым, тщательно знакомился с кадрами кинохроники, читает воспоминания людей, знавших Ленина. «Ленинские» спектакли тепло встречает публика, и Ленин в исполнении С.П. Хлюпина оказывается принят и зрителями, и критикой.

    В поисках жанра
    Семидесятые годы ХХ века в СССР часто называют периодом безвременья и застоя. Но только не в культурной жизни страны  - несмотря на жесткую цензуру, постоянную «двойственность» стандартов, в советском театре, кино, литературе работали талантливые люди, ставились яркие постановки, появлялись новые имена.    
    Для Лысьвенского  театра семидесятые стали временем поиска компромисса между творческим коллективом и зрителем. За это десятилетие в театре меняются три главных режиссёра -  у каждого из них было своё представление о театре. Менялась эстетика театра, менялась привязанность зрителя к нему, менялись вкусы.
    Постепенно исчезают из афиш классические названия, но продолжают идти постановки «производственных пьес», качество которых иногда справедливо подвергается сомнению даже зрителей.
    Возникает попытка соединять художественное и идеологическое начало. Событием становятся спектакли на военную тему: «Перебежчик», «Мой бедный Марат», «Люди, которых я видел», «Семнадцать мгновений весны».
    С приходом в театр В.А. Рябинова театр стал нащупывать свою дорогу по пути музыкального спектакля. Однако появление в афише театра таких спектаклей, как «Девушка с голубыми глазами», «Ох, уж эти архимеды!» и «Проделки Ханумы» не стали началом большого серьёзного поиска на пути музыкального спектакля.
    Театр по-прежнему важен и значим для города - «договоры о социалистическом содружестве» с ним заключают металлургический и турбогенераторный заводы, чулочно-перчаточная фабрика, сельские дома культуры. Театр выезжает к ним со спектаклями и творческими встречами, получая взамен разную, но всегда очень важную помощь и поддержку.