"А ХОТИТЕ, Я ИЗ ВАС ПУШКИНА СДЕЛАЮ?" - ГАЗЕТА "ИСКРА" 03.09.2020
Гримёр даёт актёру возможность перейти в иное состояние. Без этого спектакль может не получиться.
В театре существует весьма почитаемая профессия, без которой не обходится ни один спектакль, – гримёра. Настоящий мастер грима – человек, в равной степени владеющий мастерством художника и скульптора. Его каждодневный кропотливый труд скрыт от посторонних глаз. Но что стоят сценические подмостки без его мастерства!
Начало пути. 10 августа отметил 90-летие человек, который пришёл в Лысьвенский театр в августе 1944-го: Аркадий Григорьевич ТРУШНИКОВ. 14-летним мальчиком он зашёл в него по объявлению и попал в гримёрный цех, которым руководил Борис Иванович Кузнецов. В 23 года Аркадий принял от своего мастера цех и 17 лет служил любимому театру, давшему ему путёвку в жизнь, любимую работу и семью.
Сейчас он заслуженный работник культуры России. До 83 лет Аркадий Григорьевич возглавлял гримёрный цех Рязанского областного театра драмы, в котором трудился почти 45 лет. После ухода на заслуженный отдых передал дело дочери. Это один из тех уже редких театральных людей, для которых театр - не просто работа, а бескорыстное и самоотверженное служение искусству.
Родился мастер 10 августа 1930 года в селе Усть-Зула Юрлинского района Пермской области. Мама умерла рано - ему едва исполнился год. Отец остался с тремя детьми на руках. Семью, причислив к зажиточным, раскулачили. Пришлось ночью тайно вывозить детей из родного дома. Трушниковы переехали в Чусовой, а затем в Лысьву.
После окончания шестилетки ему предлагали поступить в школу фабрично-заводского ученичества на токаря или слесаря. Шёл 1944-й, стране требовались рабочие. Но однажды Аркадий увидел на улице объявление: в Лысьве открывается драматический театр. Что-то подтолкнуло его зайти. Подростка тут же взяли за руку, провели по всем цехам. Так как он любил рисовать и лепить, ему больше всего понравился бутафорский. Но художник-гримёр Б.И. Кузнецов перетянул его в свою мастерскую. Он объяснил смышлёному парню нужность и интересность профессии гримёра, главное в которой - преображать актёров, заниматься постижёрским делом: изготовлением бород, усов, париков. Так в 14 лет Трушников начал вникать в уникальное искусство, которому затем посвятил всю жизнь.
Поначалу были мысли уйти из театра. Стал учиться в школе рабочей молодёжи, но... храм Мельпомены в итоге победил. Профессия оказалась творческой, интересной, Аркадий погрузился в мир драматургии, спектаклей. И окружение было удивительным - люди высокой культуры: эвакуированные актёры из Москвы, Ленинграда и других городов. В коллективе замечательно относились к местной молодёжи, пришедшей на работу в театр. Её опекали как могли.
Из учеников – в профессионалы. Три года начинающий мастер грима постигал секреты профессии под руководством опытного наставника. Затем настала пора самостоятельной работы. К тому времени он уже умел делать парики, усы, бороды, научился изготавливать клей и пудру. Для этого требовалось досконально знать театральное искусство, его историю и художественную эволюцию, в ходе которой менялся и сценический грим. Гримёр должен представлять, как выглядели люди в ту или иную эпоху. И Аркадий стал читать профессиональную литературу, посещать музеи, смотреть кино – активно учился. Эта любознательность сохранилась у него на всю жизнь.
В 1953-62 гг. Аркадий Трушников возглавлял парикмахерский цех Лысьвенского театра драмы. Работал с такими режиссёрами, как В.Э. Вайнштейн, И.А. Рабичев и Б.А. Скоморовский.
Гримёр помогал актёрам создавать художественные образы. Сколько прекрасных спектаклей поставлено в годы его работы в нашем театре: «Песнь о черноморцах», «Гаити», «Испанцы», «Мещане», «Омут», «Без вины виноватые», «Олеко Дундич», «Вей, ветерок!», «Коварство и любовь», «Корнелия», «Дядя Ваня», «Филумена Мартурано», «Скорпион», «Зыковы», «Остров Афродиты», «Оптимистическая трагедия», «Гроза», «Третья голова» и многие другие! И в каждом из них - частица труда А.Г. Трушникова.
- Самый главный человек в театре - артист, - говорит Аркадий Григорьевич. - У меня со всеми нормальные отношения, это необходимо для работы. В идеале должно происходить так: приходит актёр на работу, за плечами у него груз домашних проблем. Он садится перед зеркалом, смотрит на себя и начинает гримироваться – сам или при помощи гримёра. Лицо приобретает новые черты, и он входит в иной мир, в иное состояние...
Когда профессиональное мастерство выросло, Трушникова стали приглашать в разные театры. Он служил в Караганде, Нижнем Тагиле, Котласе Архангельской области, в Перми, Челябинске...
Мысленно увидеть персонаж. В 1968-м в Рязанском театре ставили пьесу В. Матушкина «Любаша». Нужна была актриса амплуа «инженю-травести», и не было заведующего гримёрным цехом. Аркадий Григорьевич вместе с женой Людмилой оказались подходящей парой. Их пригласили в театр. В это время они работали в челябинском ТЮЗе. После Челябинска город им не понравился. Но, посмотрев первый же спектакль, поняли: труппа великолепна. И остались в рязанской драме навсегда.
На вопрос, как рождается выразительный грим, Аркадий Григорьевич отвечает: - Читаю пьесу уже после распределения ролей, чтобы мысленно увидеть персонаж и соединить его с актёрской индивидуальностью. Затем разговариваю с режиссёром-постановщиком и художником о замысле спектакля. И только потом начинается работа с актёром. У каждого своё видение образа, так что всё это мы согласовываем между собой. Грим должен сливаться с внутренним состоянием актёра.
В многолетней театральной практике Трушников создал немало портретных гримов. Высокую оценку получили его работы над целой галереей исторических персонажей. Это царь Фёдор Иоаннович, Иван Грозный, Лев Толстой, Салтыков-Щедрин, Пушкин, Сергей Есенин, Циолковский, генерал Скобелев, Будённый, Ворошилов, Дзержинский. Вершиной гримёрного искусства раньше считался грим В.И. Ленина. И с этой задачей Трушников справлялся успешно. Впервые в этом образе он гримировал актёра нашего театра С.П. Хлюпина - для спектаклей «Кремлёвские куранты» и «Именем революции» в постановке И.А. Рабичева.
- Я себя портретами Ленина не обкладывал, - рассказал Трушников. - Ведь если лепить портретный грим, делать брови, подклеивать нос, подбирать варианты бородок, получается маска. А идти надо от живого актёрского лица, которое может вовсе не иметь сходства с портретом. Но тогда на сцене и возникает художественный образ!
Больше всего по душе А.Г. Трушникову русская классика, а самые интересные образы - типажи в произведениях Островского, Горького, Гоголя, Чехова. По признанию мастера, у актёров-мужчин больше преимуществ при создании характерной роли. Выручает «растительность на физиономии» – бакенбарды, усы, бороды всех мастей. Женщинам труднее найти характерность, актрисы часто боятся её, не желая быть некрасивыми на сцене. А раньше, судя по фото прошлых лет, они в каждой новой роли стремились быть разными и неожиданными. Создавая образ, прекрасно понимали значение грима в общем решении спектакля.
Постижёрское искусство - как сольфеджио в музыке. Характерные и портретные образы в современном театре редкость. Молодые режиссёры не так часто ставят пьесы, в которых нужен интересный грим. Даже если берутся за классику – стараются её осовременить. Сетует Аркадий Григорьевич и на то, что среди коллег осталось мало мастеров. Часто молодые гримёры не знают основ постижёрской работы. А ведь это как музыканту не знать сольфеджио!
Мастер воспитал не одно поколение учеников, не раз оказывал шефскую помощь коллегам в других театрах, всегда был рад чему-то научиться сам. В рязанском филиале Московского государственного университета искусств и культуры много лет преподавал технику грима будущим режиссёрам любительского театра.
Его жена, Людмила Ивановна, давно оставила сцену. Работает ответственным секретарём рязанского отделения Союза театральных деятелей России и заведует музеем областного театра. Дочь, Анастасия Аркадьевна, сейчас возглавляет гримёрно-парикмахерский цех театра, который ей передал отец. Она много лет работала его помощницей, с усердием перенимая опыт. Дочери переданы инструменты, среди которых есть редкие, и материалы, которые влюблённый в своё искусство гримёр собирал всю жизнь: фото и портреты ярких человеческих типов, разложенные по годам и эпохам. Трушников много фотографировал и делал зарисовки – есть у него целая коллекция, по-своему уникальная. Мастера очень ценят в городе: скульптура, изображающая его, стоящего у гримировального столика, находится в местном краеведческом музее.
По мнению Аркадия Григорьевича, театр в Лысьве - один из лучших театров малых городов России. Он до сих пор считает его отчим домом. Мы состоим в переписке, мастер следит за нашими успехами. Когда он приезжал в Лысьву, непременно заходил в театр, и в первую очередь, конечно же, в парикмахерский цех. Постоянно откликался на просьбы наших гримёров, посылая нужные инструменты и материалы. В 1994 году, когда Лысьвенский театр отмечал 50-летие, А.Г. Трушников привёз и подарил родному коллективу альбом фотографий гримёрских работ, справедливо полагая, что в них хранится часть истории театра. Мы с благодарностью приняли дорогой подарок. От души желаем Мастеру здоровья и долгих лет!
Клавдия Савина, заслуженная артистка России, лауреат муниципальной премии имени А.В. Зануцци
В театре существует весьма почитаемая профессия, без которой не обходится ни один спектакль, – гримёра. Настоящий мастер грима – человек, в равной степени владеющий мастерством художника и скульптора. Его каждодневный кропотливый труд скрыт от посторонних глаз. Но что стоят сценические подмостки без его мастерства!
Начало пути. 10 августа отметил 90-летие человек, который пришёл в Лысьвенский театр в августе 1944-го: Аркадий Григорьевич ТРУШНИКОВ. 14-летним мальчиком он зашёл в него по объявлению и попал в гримёрный цех, которым руководил Борис Иванович Кузнецов. В 23 года Аркадий принял от своего мастера цех и 17 лет служил любимому театру, давшему ему путёвку в жизнь, любимую работу и семью.
Сейчас он заслуженный работник культуры России. До 83 лет Аркадий Григорьевич возглавлял гримёрный цех Рязанского областного театра драмы, в котором трудился почти 45 лет. После ухода на заслуженный отдых передал дело дочери. Это один из тех уже редких театральных людей, для которых театр - не просто работа, а бескорыстное и самоотверженное служение искусству.
Родился мастер 10 августа 1930 года в селе Усть-Зула Юрлинского района Пермской области. Мама умерла рано - ему едва исполнился год. Отец остался с тремя детьми на руках. Семью, причислив к зажиточным, раскулачили. Пришлось ночью тайно вывозить детей из родного дома. Трушниковы переехали в Чусовой, а затем в Лысьву.
После окончания шестилетки ему предлагали поступить в школу фабрично-заводского ученичества на токаря или слесаря. Шёл 1944-й, стране требовались рабочие. Но однажды Аркадий увидел на улице объявление: в Лысьве открывается драматический театр. Что-то подтолкнуло его зайти. Подростка тут же взяли за руку, провели по всем цехам. Так как он любил рисовать и лепить, ему больше всего понравился бутафорский. Но художник-гримёр Б.И. Кузнецов перетянул его в свою мастерскую. Он объяснил смышлёному парню нужность и интересность профессии гримёра, главное в которой - преображать актёров, заниматься постижёрским делом: изготовлением бород, усов, париков. Так в 14 лет Трушников начал вникать в уникальное искусство, которому затем посвятил всю жизнь.
Поначалу были мысли уйти из театра. Стал учиться в школе рабочей молодёжи, но... храм Мельпомены в итоге победил. Профессия оказалась творческой, интересной, Аркадий погрузился в мир драматургии, спектаклей. И окружение было удивительным - люди высокой культуры: эвакуированные актёры из Москвы, Ленинграда и других городов. В коллективе замечательно относились к местной молодёжи, пришедшей на работу в театр. Её опекали как могли.
Из учеников – в профессионалы. Три года начинающий мастер грима постигал секреты профессии под руководством опытного наставника. Затем настала пора самостоятельной работы. К тому времени он уже умел делать парики, усы, бороды, научился изготавливать клей и пудру. Для этого требовалось досконально знать театральное искусство, его историю и художественную эволюцию, в ходе которой менялся и сценический грим. Гримёр должен представлять, как выглядели люди в ту или иную эпоху. И Аркадий стал читать профессиональную литературу, посещать музеи, смотреть кино – активно учился. Эта любознательность сохранилась у него на всю жизнь.
В 1953-62 гг. Аркадий Трушников возглавлял парикмахерский цех Лысьвенского театра драмы. Работал с такими режиссёрами, как В.Э. Вайнштейн, И.А. Рабичев и Б.А. Скоморовский.
Гримёр помогал актёрам создавать художественные образы. Сколько прекрасных спектаклей поставлено в годы его работы в нашем театре: «Песнь о черноморцах», «Гаити», «Испанцы», «Мещане», «Омут», «Без вины виноватые», «Олеко Дундич», «Вей, ветерок!», «Коварство и любовь», «Корнелия», «Дядя Ваня», «Филумена Мартурано», «Скорпион», «Зыковы», «Остров Афродиты», «Оптимистическая трагедия», «Гроза», «Третья голова» и многие другие! И в каждом из них - частица труда А.Г. Трушникова.
- Самый главный человек в театре - артист, - говорит Аркадий Григорьевич. - У меня со всеми нормальные отношения, это необходимо для работы. В идеале должно происходить так: приходит актёр на работу, за плечами у него груз домашних проблем. Он садится перед зеркалом, смотрит на себя и начинает гримироваться – сам или при помощи гримёра. Лицо приобретает новые черты, и он входит в иной мир, в иное состояние...
Когда профессиональное мастерство выросло, Трушникова стали приглашать в разные театры. Он служил в Караганде, Нижнем Тагиле, Котласе Архангельской области, в Перми, Челябинске...
Мысленно увидеть персонаж. В 1968-м в Рязанском театре ставили пьесу В. Матушкина «Любаша». Нужна была актриса амплуа «инженю-травести», и не было заведующего гримёрным цехом. Аркадий Григорьевич вместе с женой Людмилой оказались подходящей парой. Их пригласили в театр. В это время они работали в челябинском ТЮЗе. После Челябинска город им не понравился. Но, посмотрев первый же спектакль, поняли: труппа великолепна. И остались в рязанской драме навсегда.
На вопрос, как рождается выразительный грим, Аркадий Григорьевич отвечает: - Читаю пьесу уже после распределения ролей, чтобы мысленно увидеть персонаж и соединить его с актёрской индивидуальностью. Затем разговариваю с режиссёром-постановщиком и художником о замысле спектакля. И только потом начинается работа с актёром. У каждого своё видение образа, так что всё это мы согласовываем между собой. Грим должен сливаться с внутренним состоянием актёра.
В многолетней театральной практике Трушников создал немало портретных гримов. Высокую оценку получили его работы над целой галереей исторических персонажей. Это царь Фёдор Иоаннович, Иван Грозный, Лев Толстой, Салтыков-Щедрин, Пушкин, Сергей Есенин, Циолковский, генерал Скобелев, Будённый, Ворошилов, Дзержинский. Вершиной гримёрного искусства раньше считался грим В.И. Ленина. И с этой задачей Трушников справлялся успешно. Впервые в этом образе он гримировал актёра нашего театра С.П. Хлюпина - для спектаклей «Кремлёвские куранты» и «Именем революции» в постановке И.А. Рабичева.
- Я себя портретами Ленина не обкладывал, - рассказал Трушников. - Ведь если лепить портретный грим, делать брови, подклеивать нос, подбирать варианты бородок, получается маска. А идти надо от живого актёрского лица, которое может вовсе не иметь сходства с портретом. Но тогда на сцене и возникает художественный образ!
Больше всего по душе А.Г. Трушникову русская классика, а самые интересные образы - типажи в произведениях Островского, Горького, Гоголя, Чехова. По признанию мастера, у актёров-мужчин больше преимуществ при создании характерной роли. Выручает «растительность на физиономии» – бакенбарды, усы, бороды всех мастей. Женщинам труднее найти характерность, актрисы часто боятся её, не желая быть некрасивыми на сцене. А раньше, судя по фото прошлых лет, они в каждой новой роли стремились быть разными и неожиданными. Создавая образ, прекрасно понимали значение грима в общем решении спектакля.
Постижёрское искусство - как сольфеджио в музыке. Характерные и портретные образы в современном театре редкость. Молодые режиссёры не так часто ставят пьесы, в которых нужен интересный грим. Даже если берутся за классику – стараются её осовременить. Сетует Аркадий Григорьевич и на то, что среди коллег осталось мало мастеров. Часто молодые гримёры не знают основ постижёрской работы. А ведь это как музыканту не знать сольфеджио!
Мастер воспитал не одно поколение учеников, не раз оказывал шефскую помощь коллегам в других театрах, всегда был рад чему-то научиться сам. В рязанском филиале Московского государственного университета искусств и культуры много лет преподавал технику грима будущим режиссёрам любительского театра.
Его жена, Людмила Ивановна, давно оставила сцену. Работает ответственным секретарём рязанского отделения Союза театральных деятелей России и заведует музеем областного театра. Дочь, Анастасия Аркадьевна, сейчас возглавляет гримёрно-парикмахерский цех театра, который ей передал отец. Она много лет работала его помощницей, с усердием перенимая опыт. Дочери переданы инструменты, среди которых есть редкие, и материалы, которые влюблённый в своё искусство гримёр собирал всю жизнь: фото и портреты ярких человеческих типов, разложенные по годам и эпохам. Трушников много фотографировал и делал зарисовки – есть у него целая коллекция, по-своему уникальная. Мастера очень ценят в городе: скульптура, изображающая его, стоящего у гримировального столика, находится в местном краеведческом музее.
По мнению Аркадия Григорьевича, театр в Лысьве - один из лучших театров малых городов России. Он до сих пор считает его отчим домом. Мы состоим в переписке, мастер следит за нашими успехами. Когда он приезжал в Лысьву, непременно заходил в театр, и в первую очередь, конечно же, в парикмахерский цех. Постоянно откликался на просьбы наших гримёров, посылая нужные инструменты и материалы. В 1994 году, когда Лысьвенский театр отмечал 50-летие, А.Г. Трушников привёз и подарил родному коллективу альбом фотографий гримёрских работ, справедливо полагая, что в них хранится часть истории театра. Мы с благодарностью приняли дорогой подарок. От души желаем Мастеру здоровья и долгих лет!
Клавдия Савина, заслуженная артистка России, лауреат муниципальной премии имени А.В. Зануцци