"А ХОТИТЕ, Я ИЗ ВАС ПУШКИНА СДЕЛАЮ?" - ГАЗЕТА "ИСКРА" 03.09.2020

Гримёр даёт актёру возможность перейти в иное состояние. Без этого спектакль может не получиться.
В театре существует весьма почитаемая профессия, без которой не обходится ни один спектакль, – гримёра. Настоящий мастер грима – человек, в равной степени владеющий мастерством художника и скульптора. Его каждодневный кропотливый труд скрыт от посторонних глаз. Но что стоят сценические подмостки без его мастерства!

Начало пути. 10 августа отметил 90-летие человек, который пришёл в Лысьвенский театр в августе  1944-го:  Аркадий  Григорьевич ТРУШНИКОВ. 14-летним мальчиком он зашёл в него по  объявлению  и  попал  в  гримёрный цех, которым руководил Борис Иванович Кузнецов. В 23 года  Аркадий  принял  от  своего мастера цех и 17 лет служил любимому театру, давшему ему путёвку  в  жизнь,  любимую  работу и семью.
Сейчас он заслуженный работник  культуры  России.  До  83  лет  Аркадий  Григорьевич  возглавлял  гримёрный  цех  Рязанского  областного  театра  драмы,  в  котором трудился почти 45 лет. После ухода на заслуженный отдых передал  дело  дочери.  Это  один  из  тех  уже  редких  театральных  людей,  для  которых  театр  -  не  просто работа, а бескорыстное и самоотверженное  служение  искусству.
Родился мастер 10 августа 1930 года в селе Усть-Зула Юрлинского района  Пермской  области.  Мама  умерла рано - ему едва исполнился год. Отец остался с тремя детьми на руках. Семью, причислив к зажиточным,  раскулачили.  Пришлось ночью тайно вывозить детей  из  родного  дома.  Трушниковы  переехали  в  Чусовой,  а  затем  в Лысьву.
После  окончания  шестилетки  ему  предлагали  поступить  в  школу фабрично-заводского ученичества  на  токаря  или  слесаря.  Шёл  1944-й,  стране  требовались  рабочие.  Но  однажды  Аркадий  увидел  на  улице  объявление:  в  Лысьве  открывается  драматический  театр.  Что-то  подтолкнуло  его  зайти.  Подростка  тут  же  взяли  за  руку,  провели  по  всем  цехам. Так как он любил рисовать и лепить,  ему  больше  всего  понравился бутафорский. Но художник-гримёр  Б.И.  Кузнецов  перетянул  его в свою мастерскую. Он  объяснил  смышлёному  парню нужность и интересность профессии  гримёра,  главное  в  которой  -  преображать  актёров,  заниматься  постижёрским  делом:  изготовлением  бород,  усов,  париков. Так в 14 лет Трушников начал  вникать  в  уникальное  искусство, которому затем посвятил всю жизнь.
Поначалу были мысли уйти из театра. Стал учиться в школе рабочей молодёжи, но... храм Мельпомены в итоге победил. Профессия оказалась  творческой,  интересной,  Аркадий  погрузился  в  мир  драматургии,  спектаклей. И окружение было удивительным  -  люди  высокой  культуры:  эвакуированные  актёры  из  Москвы,  Ленинграда и других городов. В коллективе  замечательно  относились к местной молодёжи, пришедшей на работу в театр. Её опекали как могли.
Из учеников – в профессионалы. Три  года  начинающий  мастер  грима  постигал  секреты  профессии под руководством опытного наставника.  Затем  настала  пора  самостоятельной  работы. К тому времени он уже умел делать парики, усы, бороды, научился изготавливать клей и пудру. Для этого требовалось досконально знать  театральное  искусство, его историю и художественную эволюцию, в ходе которой менялся и сценический грим. Гримёр должен представлять,  как  выглядели  люди  в  ту  или иную эпоху. И Аркадий стал читать профессиональную  литературу, посещать музеи, смотреть  кино  –  активно  учился. Эта любознательность сохранилась у него на всю жизнь.
В 1953-62 гг. Аркадий Трушников  возглавлял  парикмахерский  цех Лысьвенского театра драмы. Работал  с  такими  режиссёрами,  как В.Э. Вайнштейн, И.А. Рабичев и Б.А. Скоморовский.
Гримёр  помогал  актёрам  создавать  художественные  образы.  Сколько прекрасных спектаклей поставлено  в  годы  его  работы  в  нашем  театре:  «Песнь  о  черноморцах»,  «Гаити»,  «Испанцы»,  «Мещане», «Омут», «Без вины виноватые», «Олеко Дундич», «Вей, ветерок!», «Коварство и любовь», «Корнелия», «Дядя Ваня», «Филумена  Мартурано»,  «Скорпион»,  «Зыковы»,  «Остров  Афродиты»,  «Оптимистическая  трагедия»,  «Гроза»,  «Третья  голова»  и  многие  другие!  И  в  каждом  из  них  -  частица  труда  А.Г.  Трушникова.
- Самый главный человек в  театре  -  артист,  -  говорит  Аркадий  Григорьевич.  -  У  меня со всеми нормальные отношения, это необходимо для работы. В идеале должно происходить так: приходит актёр на работу, за плечами у него груз домашних проблем. Он садится перед зеркалом, смотрит на себя и начинает  гримироваться  –  сам или при помощи гримёра. Лицо приобретает новые черты,  и  он  входит  в  иной  мир, в иное состояние...
Когда профессиональное  мастерство  выросло,  Трушникова стали приглашать  в  разные  театры.  Он  служил  в  Караганде,  Нижнем Тагиле, Котласе Архангельской области, в Перми, Челябинске...
Мысленно увидеть персонаж.  В  1968-м  в  Рязанском  театре  ставили  пьесу  В.  Матушкина  «Любаша».  Нужна  была  актриса  амплуа «инженю-травести», и не было  заведующего  гримёрным  цехом. Аркадий Григорьевич вместе с женой Людмилой оказались подходящей парой. Их пригласили в театр. В это время они работали в челябинском ТЮЗе. После Челябинска  город  им  не  понравился.  Но,  посмотрев  первый  же  спектакль, поняли: труппа великолепна. И остались в рязанской драме навсегда.
На  вопрос,  как  рождается  выразительный грим, Аркадий Григорьевич отвечает: -  Читаю  пьесу  уже  после  распределения ролей, чтобы мысленно увидеть персонаж и соединить его  с  актёрской  индивидуальностью.  Затем  разговариваю  с  режиссёром-постановщиком  и  художником  о  замысле  спектакля.  И  только  потом  начинается  работа с актёром. У каждого своё видение образа, так что всё это мы согласовываем между собой. Грим должен  сливаться  с  внутренним  состоянием актёра.
В  многолетней  театральной  практике Трушников создал немало портретных гримов. Высокую оценку получили его работы над  целой  галереей  исторических  персонажей.  Это  царь  Фёдор  Иоаннович,  Иван  Грозный,  Лев Толстой, Салтыков-Щедрин, Пушкин,  Сергей  Есенин,  Циолковский,  генерал  Скобелев,  Будённый,  Ворошилов,  Дзержинский.  Вершиной  гримёрного  искусства раньше считался грим В.И.  Ленина.  И  с  этой  задачей  Трушников справлялся успешно. Впервые  в  этом  образе  он  гримировал  актёра  нашего  театра  С.П.  Хлюпина  -  для  спектаклей  «Кремлёвские куранты» и «Именем  революции»  в  постановке  И.А. Рабичева.
- Я себя портретами Ленина не обкладывал, - рассказал Трушников.  -  Ведь  если  лепить  портретный грим, делать брови, подклеивать  нос,  подбирать  варианты  бородок, получается маска. А идти надо  от  живого  актёрского  лица,  которое  может  вовсе  не  иметь  сходства с портретом. Но тогда на сцене  и  возникает  художественный образ!
Больше всего по душе А.Г. Трушникову русская классика, а самые интересные  образы  -  типажи  в  произведениях Островского, Горького,  Гоголя,  Чехова.  По  признанию  мастера,  у  актёров-мужчин  больше  преимуществ  при  создании характерной роли. Выручает «растительность на физиономии» –  бакенбарды,  усы,  бороды  всех  мастей. Женщинам труднее найти характерность, актрисы часто боятся её, не желая быть некрасивыми на сцене. А раньше, судя по фото прошлых лет, они в каждой новой роли стремились быть разными и неожиданными. Создавая образ,  прекрасно  понимали  значение  грима  в  общем  решении  спектакля.
Постижёрское искусство - как сольфеджио в музыке. Характерные  и  портретные  образы в современном театре редкость.  Молодые  режиссёры не так часто ставят пьесы, в которых нужен интересный грим.  Даже  если  берутся  за  классику  –  стараются  её  осовременить.  Сетует  Аркадий  Григорьевич и на то, что среди коллег  осталось  мало  мастеров.  Часто  молодые  гримёры  не знают основ постижёрской работы.  А  ведь  это  как  музыканту не знать сольфеджио!
Мастер воспитал не одно поколение  учеников,  не  раз  оказывал  шефскую  помощь  коллегам в других театрах, всегда был рад чему-то научиться сам. В рязанском филиале Московского  государственного  университета искусств и культуры много лет преподавал технику грима  будущим  режиссёрам  любительского театра.
Его жена, Людмила Ивановна, давно оставила сцену. Работает ответственным секретарём рязанского  отделения  Союза  театральных  деятелей  России  и  заведует  музеем  областного театра. Дочь, Анастасия Аркадьевна,  сейчас  возглавляет  гримёрно-парикмахерский  цех театра, который ей передал отец.  Она  много  лет  работала  его  помощницей,  с  усердием  перенимая опыт. Дочери  переданы  инструменты,  среди  которых  есть  редкие, и материалы, которые влюблённый  в  своё  искусство  гримёр  собирал  всю  жизнь:  фото  и  портреты  ярких  человеческих  типов,  разложенные  по годам и эпохам. Трушников много  фотографировал  и  делал зарисовки – есть у него целая коллекция, по-своему уникальная.  Мастера  очень  ценят  в  городе:  скульптура,  изображающая его, стоящего у гримировального  столика,  находится  в  местном  краеведческом  музее.
По мнению Аркадия Григорьевича, театр в Лысьве - один из  лучших  театров  малых  городов  России.  Он  до  сих  пор  считает  его  отчим  домом.  Мы  состоим  в  переписке,  мастер  следит  за  нашими  успехами.  Когда  он  приезжал  в  Лысьву,  непременно  заходил  в  театр,  и  в  первую  очередь,  конечно  же, в парикмахерский цех. Постоянно  откликался  на  просьбы  наших  гримёров,  посылая  нужные  инструменты  и  материалы. В 1994 году, когда Лысьвенский  театр  отмечал  50-летие,  А.Г. Трушников привёз и подарил  родному  коллективу  альбом  фотографий  гримёрских  работ, справедливо полагая, что в  них  хранится  часть  истории  театра.  Мы  с  благодарностью  приняли  дорогой  подарок.  От  души желаем Мастеру здоровья и долгих лет!

Клавдия Савина, заслуженная артистка России, лауреат муниципальной премии имени А.В. Зануцци