Рецензии-мнения о двух премьерах 74-го театрального сезона - газета "Искра" 20.01.2018

  • Рецензии-мнения о двух премьерах 74-го театрального сезона - газета
    Финал минувшего года увенчался двумя,  без тени излишней комплиментарности, великолепными и резонансными премьерными спектаклями «ПИКОВАЯ ДАМА » и «СКАЗКИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА». Оба созданы в рамках проекта «Театры малых городов» (куратор - партия «Единая Россия»). Мистическая «пиковая» драма - творение главного режиссёра театра АЛЕКСЕЯ ТИШУРЫ. Балаганная притча-история «Сказок» - его же постановочная работа в компании со вторым режиссёром АНТОНОМ БЕБИНЫМ. Первый спектакль прошёл боевое крещение добрым десятком сценических показов. Второй – четырьмя. Итак…

    ТРОЙКА, СЕМЁРКА… ДАМА!
    ТРАДИЦИОННО ПЛЮС СОВРЕМЕННО... Давно ушли в народ фразы главы города, высказанные им по поводу премьеры «Пиковой дамы»: «культурный шок» и «перечитаю Пушкина». А приятное послевкусие качественно сделанной творческой работы живёт в душе до сей поры. Хотя было бы  ложью сказать, что постановка восторженно воспринята тотальным большинством лысьвенской публики. Есть те, кто её не понял совсем. Зато тот, кто понял и принял, сделал для себя, пожалуй, главный вывод: вычищать стандарты восприятия из собственного сознания время от времени полезно. О чём речь? О бесконечности споров современного и традиционного прочтения классики.  Именно поэтому для кого-то танцы и пластический театр под музыку виолончельного «металла» в исполнении хорватского коллектива «2 Cellos» на фоне пушкинского текста  показались чем-то «ну это уж чересчур». А кому-то – точнейшим попаданием сразу во все эстетико–болевые центры души. Нормальной думающей души нормального современного человека. Оговоримся, справедливости ради, что вторых было явное большинство. И это объяснимо.
    Дело в том, что режиссёр АЛЕКСЕЙ ТИШУРА отнюдь не вычел из постановки бессмертный текст Александра Сергеевича. Классическая драматургия в спектакле присутствовала в полной мере: диалоги, мизансцены, глубина проживания образов актёрами...Те же роковые «тройка, семёрка, туз», влиятельная старуха-графиня, бедная  обманутая Лизонька, масочное кривлянье и болтовня светской золотой молодёжи, кончающий безумием Германн …Хореография АНАСТАСИИ ЯШКОВОЙ тактично, но весьма решительно раздвинула традиционные рамки спектакля, сделав линейное, чисто текстовое  - объёмным, насыщенным эмоциональной динамикой. Танцы – универсальный, понятный любому человеку способ выражения внутренних мыслей и переживаний героев. Вот «зеркальный» пластический, очень женский диалог во времени  старой и молодой  графини. Вот одна из массовых танцевальных сцен – страсти и сомнения, раздирающие душу молодого офицера Германна.  И всё! К чему что-то ещё говорить, пояснять?
    Визуальные спецэффекты и очень точная работа со светом в спектакле – отточия и маркеры, дополнительно указывающие на суть, эмоциональную окраску и значимость  мизансцен (художники по свету  - МИХАИЛ КОЖЕВНИКОВ и АНТОН БЕБИН). Совершенно в тему -  потрясающе выразительные, чёрно-бело-красные костюмы героев (художник ОЛЬГА ВОЛОГИНА). Если на секунды отвлечься от диалогов, можно легко представить, что на сцене идёт большая карточная игра. И внутри этой игры движутся и тасуются событийно не люди, а карты - пики, трефы, червы и бубны.
    СУДЬБА ИГРАЕТ ЧЕЛОВЕКОМ…На мой взгляд, простым выражением сути всей постановки можно было бы сделать строки известной старой песни: «Судьба играет человеком, она разлучница всегда. То вознесёт его высоко, то бросит в бездну без следа…». Вот и по ходу спектакля герои время от времени то поднимаются вверх по плавно уходящему ввысь к центру сцены возвышению, то стремительно спускаются вниз. Еще один точно работающий элемент постановки – лаконичная сценография.
    Вообще же чуть более десятка актёров в течение полутора часов создают на сцене удивительно объёмное, динамичное, захватывающее все чувственно-эстетические  центры зрителя, полотно спектакля. В итоге - полная уверенность, что столь любимую уже сотни лет повесть «солнца русской литературы», пережившую десятки экранных и театральных воплощений, можно читать так и эдак, бесконечно и по-разному. И  всякий раз будут открываться какие-то новые оттенки её глубинных смыслов. Те, которые вполне возможно не имел в виду и сам Александр Сергеевич... Ведь, как известно, нередко самыми  гениальными и многоплановыми становятся те произведения, в конце которых стоит не психологическая точка, а многоточие. Время и эпоха, в данном случае, играют роль второстепенную. Ибо страсти человеческие и мистическая роль «фатума» даже трансформируясь в веках,  по сути своей остаются неизменными.    
    ОТ ФАИНЫ РАНЕВСКОЙ – ПОКЛОН... Артисты – исполнители главных и второстепенных ролей, - опять же без какой-либо натяжки и намёка на лесть, выкладываются в постановке максимально. И тут несправедливо выделять кого-либо вообще. Извиняясь за личные пристрастия, особыми аплодисментами всё же наградила бы неклассическую совершенно, пластичную красавицу-графиню (заслуженная артистка РФ КЛАВДИЯ САВИНА), ходячий нерв постановки – эмоционального, мятежного, контрастного Германна (артист МИХАИЛ ТИХОМИРОВ), экальтированно-нежную Лизоньку (актриса АЛЁНА КУСТОВА). А ещё абсолютный, на мой взгляд, мини-шедевр мимического и пластического искусств - выражение характеров трёх служанок. Без слов!  Так что отдельное браво – артисткам ЕКАТЕРИНА НОВИКОВА, КСЕНИЯ ВОДЕННИКОВА, АЛЕКСАНДРА ХАРЧИЛАВА.  И далёкий им реверанс от королевы комических эпизодов Фаины Георгиевны Раневской…  
    Вероятней всего, многое осталось за кадром моих субъективных рассуждений о «Пиковой даме». Лысьвенские любители драматического искусства могут  легко восполнить этот пробел в два счёта. Во-первых,  перечитав по совету главы города   совершенно небольшую (к слову) повесть Пушкина. Во-вторых -  купив билет в наш театр и отдавшись на волю личных эмоций. Которые после просмотра лысьвенской интерпретации классики гарантированы стопроцентно.
    Вас смущают чьи-то условно-критичные отклики типа: «Нууу, испортили танцами всю классику»? На сей счёт советую вспомнить один из известных диалогов «мымры» Калугиной и её секретарши Шурочки из рязановского  «Служебного романа». «Как вам сапоги, Людмила Прокофьевна?  - По моему очень вызывающе!  –Да? Ну, значит хорошие сапоги... Надо брать!».
    НАША СПРАВКА
    Фатум* - в переводе с арабского – судьба, рок, предначертание

    ОСТОРОЖНО, САТИРА или СМЕХ СКВОЗЬ СЛЁЗЫ
    НЕЛЮБИМЫЙ МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ. В личную бытность школяром, припоминается мне, Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина не больно кто любил читать. А уж анализировать – тем более. И дело не столько в пресловутой «сложности» и «двойном дне» его остро социальной сатиры. Щедрин- автор чрезвычайно русский. А кто ж её поймет до конца – загадочную русскую душу…
    Именно о ней и идёт речь в более чем двухчасовом спектакле «СКАЗКИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА» в постановке АЛЕКСЕЙ ТИШУРА и АНТОН БЕБИН . Ещё постановка, конечно же - о жизни нашей бренной, неизменных - увы!- людских пороках да добродетелях, и о том, как те и другие порой трагично меняются в жизни местами.
    Разве нет в наше компьютерное время  осторозубых властных «щук» (заслуженная артистка РФ НАТАЛЬЯ МИРОНОВА), назначенных на то, чтобы «карась в озере не дремал»? Полно вам, верящие в демократию без границ! Разве терпеливые  мужики у нас перестали возить на шее раскормленных чинуш-генералов? А стыдливо утерянная совесть – до сей поры не всем и не всегда нужный элемент бытия?  
    По моему скромному разумению у постановщиков получилась совершенно русская по духу история. О том, как Иванушка блаженный (артист НИКИТА ЧАРУШИН) правды на Руси искал. Совершенно понятная, с читаемыми кодами, с чудесной, простой по сути и понятной,  но абсолютно стильной «петрушечной» сценографией и костюмами (художник-постановщик – АНАСТАСИЯ ГОДУНОВА).
    ГОЛОСА «ЗА КАДРОМ»… А еще в спектакле множество уместных исторических акцентов-аналогий. Как вам голос «за кадром», очень напоминающим то речь «вождя всех времен и народов», то нынешнего главного чиновника «всея Руси» в истории-сценке «Медведь на воеводстве»? Ого, как точно и сатирично! По краешку, тонко так…    
    Целую серию эмоциональных, трагифарсовых образов создаёт в постановке на протяжении незаметно бегущего времени  большой актёрский ансамбль – более 20 человек, чуть не половина труппы. Не поленитесь, загляните на сайт лысьвенского театра и познакомьтесь с теми, кто создавал для вас этот спектакль. Этот совершенно русский раёшный театр, балаган, где хохочут над смешным и грустным до слёз, дураки все - шапочные, а в итоге - вековой плач и слёзы горькие. Финал этого весёлого, в общем-то, действа – как капля горячего воска на содранную кожу… Всё от того, что опять получается: нет правды на Руси…. А может её нигде нет?
    И ещё это очень профессиональная, коллективная работа. Низкий поклон за труды всему актёрско-режиссёрскому ансамблю, художнику, хереографу, техперсоналу, звуковикам и светопостановщикам. И – да! Школьникам, по-прежнему неохотно читающим Салтыкова-Щедрина – смотреть непременно. Потому что тут всё сразу становится ясным. Сложный Михаил Евграфович в прочтении лысьвенской труппы станет для вас ближе дворового друга, доверительным и понятным языком рассказывающем о личном жизненном опыте.
    СКАЗКА- ЛОЖЬ? А завершить свой скорее эмоциональный, чем аналитический отклик на эту творческую  работу хотелось бы откликом зрителя Дмитрия Ширяева. Вот что он написал в группе театра в соцсети «ВКонтакте»: «Потрясающий спектакль! Настолько понравилось, что сложно описать эмоции и впечатления. Игра актёров, костюмы, декорации, звук - великолепны. Здесь есть всё – музыка, пляски, шутки…Как говорится - сказка ложь да в ней намек. Это сюжет о нашей с вами жизни, где есть над чем пораскинуть мозгами, задуматься о том, как мы живём. Финал для меня был настолько неожиданным и непредсказуемым, что я был шокирован! Всем советую посмотреть эту постановку. А свой комментарий хочу завершить словами Иммануила Канта: "Звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас"…
    Новый год шагает по городу и по планете, а 74-й театральный сезон в лысьвенском театре продолжается. Поспешите в этом новом наступившем году наградить себя новыми впечатлениями.  Вычтите  из своей души равнодушие и рутину. Приплюсуйте к ней такие слова и действия как «думать и сопереживать». Кто знает, возможно, вы выйдете из театра с совершенно новыми смыслами в голове, и ключами к тем дверцам загадочной русской души, которые прежде никак не могли открыть…

    МАРИНА РЕШЕТНИКОВА