ЭПОХА АНАТОЛИЯ САВИНА

В 1978 году главным режиссером театра становится выпускник ГИТИСа Анатолий Савин. Ему – 27 лет, и он самый молодой главный режиссер в СССР.
Первая встреча коллектива и режиссера показала - у Лысьвенского театра  есть высокий актёрский потенциал, настоящая культура, вкус и потребность в творчестве. У Анатолия Савина было врождённое чувство такта, художественный вкус и внимание к людям, поэтому очень скоро он завоевал уважение новых коллег.
В первом же сезоне режиссер заявил серьёзный репертуар, сделав ставку на старшее поколение актеров. Но вместе со сложившимися мастерами в театре начали серьезно работать и с творческой молодежью. Появилась студия, и параллельно с такими спектаклями, как «Царь Фёдор Иоаннович», «Ревизор», «Последний срок», «Большевики», «Последние», «Ретро»,  Савин создал молодежные по исполнительскому составу спектакли «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты…», «Ромео и Джульетта». Он поддерживал любые смелые эксперименты, поощрял всё, что вызывало у зрителя интерес.
В 1980 году в Перми с успехом проходят гастроли театра и первая проблема, с которой сталкивается театр и молодой режиссёр после первых творческих успехов… полупустой зрительный зал у себя дома. Озабочен этим и директор театра Ю.И.Жарин. Он выступает в газете «Искра» с эмоциональной корреспонденцией: «Нужен ли городу театр?»
Отучить зрителя от театра можно легко – достаточно год-два поиграть легковесные, бездумные пьески. Чтобы вернуть зрителя в театр, нужны годы. И А.А.Савин начинает поиск путей к «своему» зрителю. Эта борьба за зрителя велась им на протяжении всей его жизни.
Большим событием стала областная режиссёрская лаборатория по проблеме «Русская классика на сцене театра», проходившая в Лысьве. Спектакли «Царь Фёдор Иоаннович» и «Ревизор» получили высокую оценку критиков и зрителей.
О театре заговорили как о коллективе с большими творческими возможностями, о нем писала региональная пресса, спектакли транслировались на областном телевидении, да и гастроли в областном центре стали регулярными.
После ухода Ю.И.Жарина с должности директора театра на его место был назначен новый руководитель. Его попытки повлиять на творческий процесс привели к тому, что Анатолий Савин принял решение покинуть Лысьву. Было это в 1983 году.
Через два года он вернулся в Лысьву, в свой театр, но не узнал его. Труппа наполовину состояла из новых людей. Легендарных «стариков» уже не было. В репертуаре – пьесы «на злобу дня». Нужно было всё начинать сначала…
Савин остался верен себе. По-прежнему он сделал ставку на проверенных актеров. Каждую новую пьесу Анатолий Афанасьевич осмысливал с позиций творческих возможностей и личных интересов конкретного исполнителя той или иной роли. И снова заблистали имена Александра Миронова, Ивана Котова, Аллы Краевой, Олега Павлова, Клавдии Савиной, Галины Дубровиной. Начался второй взлёт Лысьвенского театра под его руководством.

Анатолий Савин родился 4 января 1951 года в городе Львове.  Шестиклассником пришел заниматься в театр «Ровесник» при Львовском дворце пионеров (руководитель П.П. Зозуляк). В 15 лет Анатолий Савин создал свой первый «театр» – школьный «Молодёжно-Экспериментальный театральный ансамбль-66» (МЭТа-66), где он был главным режиссёром. Вместе со своими сверстниками он поставил спектакль по пьесе Г.Шмелёва «Всё не так просто» - о жизни школьников.
В восьмом классе Анатолий твёрдо решил, что будет режиссёром. С этой целью он освоил курс актёрской грамоты на театральном факультете Московского заочного университета искусств. Одновременно со школьным аттестатом зрелости он получил свидетельство об окончании курса основ режиссуры. Его зачислили режиссёром в комсомольско-молодёжный театр «Пламя» при одном из дворцов культуры Львова, а через год там же он возглавил народный театр.
Но молодой режиссёр мечтал о профессиональной сцене. Дважды он поступал в ГИТИС -  в первый раз его не взяли из-за сильного украинского говора. Год усердных занятий речью, и Анатолий Савин – студент Московского государственного института театрального искусства имени А.В.Луначарского (мастерская народного артиста СССР, профессора И.М.Туманова).
Во время учёбы он создаёт молодёжные театральные студии в подмосковных городах Ступино и Ногинске, где выпускает ряд спектаклей.
Свою творческую судьбу Анатолий Савин создавал сам. Желание учиться, совершенствоваться, не оставляло его никогда. В работе он полагался на дар Божий и огромную трудоспособность, справедливо считая, что «научить нельзя, можно только научиться».
Будучи школьником, писал Товстоногову и Наталье Сац, и получал ответы на свои вопросы. В дальнейшем находился в личном контакте и переписке с авторами многих пьес.
Для дипломного спектакля Анатолий Савин выбрал пьесу, ещё не видевшую света рампы, публицистическую драму о событиях в Чили литовского драматурга Альбертаса  Лауринчукаса «Мгновение истины». На премьеру приехал сам автор.
Первым в Советском союзе Анатолий Савин поставит пьесу «Сыщик, или никто» по книге Астрид Линдгрен – и обрадованная этим событием самая известная сказочница мира пришлёт ему поздравительную открытку, а афиша спектакля долгие годы будет висеть в ее квартире.
В Дзержинске судьба подарит Савину встречу с московским драматургом Игорем Дорониным, и их знакомство на многие годы перерастёт в дружбу. На сцене Лысьвенского театра будет поставлена пьеса Эдуарда Хлысталова «Решающий довод».
Анатолию Савину будет обязан рождением спектакля «Прощание славянки» пермский драматург Владимир Виниченко.
В 1998 году в постановке Анатолия Савина впервые обретут сценическую жизнь пьесы москвички Ольги Михайловой «Буран» и харьковского драматурга Зиновия Сагалова «Сапоги на ужин». Специально для Лысьвенского театра пьесу «Екатерина Вторая, гренадёр и шаман сибирский» напишет драматург из Екатеринбурга Эдуард Вериго.
Первую постановку своей пьесы «Родительский день» Анатолию Савину доверит Николай Коляда.
В работе Анатолий Савин был требователен к себе и коллегам, и стремился всегда достигать максимальной отдачи. В театре не было мелочей – каждая из репетиций превращалась в творческую лабораторию, где на равных работали режиссер и труппа.
Савину хотелось, чтобы его актеры имели возможность встретиться на сцене с признанными мастерами. По его просьбе в театр приезжали Евгений Леонов, Олег Янковский, Виктор Проскурин, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Юлий Ким. Со многими из них его связывали дружеские отношения. Они выходили на подмостки с актёрами театра, давая им мастер-класс и даря своё творчество зрителю.
Когда перед театром встала проблема смены поколений, Савин принял решение
заняться преподавательской деятельностью в Пермском институте искусств и культуры. Профессором Анатолием Савиным было выпущено несколько курсов актёров и режиссёров, многие его ученики работают в театрах Пермского края. Им было подготовлено методическое пособие «Режиссура как искусство организации», по которому учатся и нынешние студенты.
Анатолий Савин был уверен: социальная значимость человека – в его общественной активности. Театр всегда был частью города, и главный режиссер не мог оставаться в стороне.  Савин был одержим стремлением быть нужным обществу, людям, человеку.
Он был по своей натуре просветителем, и для него было важно, чтобы театр стал центром культуры Лысьвы. Для этого появились «Клуб любителей театра», «Театральные гостиные» и музей театра.
Анатолий Савин возглавлял городскую организацию общества «Знание» и сам много выступал с лекциями в разных коллективах. Был хорошим оратором.
Его неоднократно избирали депутатом городского Совета народных депутатов, а в 1996 году он был избран депутатом городской Думы. Эта работа позволяла ему влиять на отношение властей к культурной жизни города.
Анатолий Савин был членом Правления областной организации Союза театральных деятелей, участником многих областных и российских конференций. Он использовал любую кафедру, чтобы говорить о проблемах города, культуры, театра.
Он стоял у истоков создания клуба директоров «Бизнес-Контакт», именно благодаря нему, по инициативе Клуба, был создан Фонд помощи культуре.
Серьезным признанием профессиональной и общественной деятельности Анатолия Савина стало присвоенное ему в 1989 году звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
А город выразил свою любовь к замечательному режиссеру и неравнодушному человеку тем, что в 1997 году назвал Анатолия Савина лауреатом муниципальной премии имени А.В. Зануцци.

Пожар
8 сентября 1993 года Лысьва запомнила навсегда. В здании драматического театра вспыхнул пожар, уничтоживший зрительный зал и сцену. Театр должен был отметить свой юбилейный, 50-й сезон.
Пожар был страшен – всего за полчаса рухнул потолок зрительного зала, огонь почти  добрался до исторической части здания. Актерам К. Савиной, Е. Меденникову, В. Косареву чудом удалось спасти экспонаты театрального музея, театральный архив, документы. К зданию горящего театра собрался весь город – люди стояли под проливным дождем до самой темноты.
Казалось, что шансов на спасение нет – огонь уничтожил все. Но на следующий после пожара день администрацией города было принято решение – здание театра будет восстановлено. Общая стоимость строительства должна была составить 1,5 млрд. рублей (в ценах 1993 года). Сумма эта была астрономической.

«Народ – себе!»
Такие слова мечтал высечь на фронтоне восстановленного театрального здания А. Савин. К сбору средств на строительство подключился весь город.  На адрес главного режиссера шли письма и телеграммы со всех концов страны – писали худруки столичных театров и простые горожане, кооператоры и бюджетники, заводчане и работники культуры. И каждый день на счет поступали пусть небольшие, но реальные средства – их приносили даже пенсионеры и школьники.
Труппа театра получила временную прописку во Дворце творчества детей и юношества. И тут же продолжила подготовку к спектаклю «Клерон» по пьесе Юлия Кима, на премьеру которого приехал автор. Театр оставался живым.
Восстановительные работы в здании начались сразу же после пожара. Координировал их заместитель театра по реконструкции В. С. Собецкий. В уцелевшую часть здания были поданы тепло, свет, вода, к январю 1994 года был обустроен для показов камерный зал. Было принят проект реконструкции здания.
Реконструкция здания пришлась на тяжелые времена – денег в городском бюджете практически не было. И все же каждый год мэр города – а их за это период сменилось четверо – продолжал выделять средства на строительство.
Серьезную помощь в реконструкции театра оказал лысьвенский «Клуб директоров «Бизнес-контакт». В 1995 году по инициативе его председателя В. Тетюева был создан «Фонд помощи культуре», главной задачей которого стал сбор средств на восстановление театра.
Анатолий Савин запретил театру жить в режиме ожидания. И несмотря на трудности, каждый сезон лысьвенские артисты дарили своим зрителям новые интересные спектакли.    


Лысьва в Авиньоне

Летом 1996 года Лысьвенский театр драмы получил приглашение участвовать в одном из главных европейских театральных фестивалей – юбилейном 50-м фестивале в Авиньоне (Франция).  Это означало серьезное признание профессионализма лысьвенцев.
Авиньон –  мировая театральная столица. Спектакли играются с 10 утра до позднего вечера на улицах, в частных театрах, в средневековых замках,  садах, парках, на площадях и баржах…  Не прекращается театральная жизнь даже после полуночи!
Творческий коллектив под руководством Анатолия Савина подготовил к показу во Франции спектакль «Свадьба» по пьесе А.П.Чехова. Его показ состоялся в театре «Le Forum». Спектакль шел на русском языке, и лишь ключевые моменты каждой сцены актеры играли на французском. И отзывы прессы, реакция зрителей говорили об одном – Лысьвенский театр принят и понят.
Работа лысьвенских актеров была замечена и отмечена среди сотен европейских трупп.
Впервые участвуя в международном фестивале, творческий коллектив смог увидеть, что происходит в театральном мире, понять, какое место занимает он в этом театральном контексте, почувствовать свою причастность к этому процессу.  Первый опыт зарубежных гастролей оказался для лысьвенцев весьма успешным и незабываемым.